Беда совестливых родителей в том, что они учат своих детей не обижать других. Сколько раз видел: обиженный ребенок может расплакаться, но сдачи — не сдаст. Некоторые даже пытаются объяснить агрессорам, что бить других — нельзя. Вот только все эти объяснения пропадают втуне, потому как родителям агрессивных детей чаще всего нравится их агрессивность по отношению к окружающим.
— Ну, а что, он мужик будущий! Мужики всегда дерутся, пусть учится! — вещал на площадке брутальный папа, которому пытались объяснить — драка в песочнице — не лучшее времяпрепровождение для ребенка.
— Да я вас по судам затаскаю, какого х…а вы моего ребенка воспитывать лезете! — кричала в другой раз молодая мамочка, пока другая пыталась успокоить своего киндера, получившего несколько ударов совком по голове. — Полжизни мне ущерб возмещать будете!
Думаете, с возрастом привычка обижать других у этих детей пройдет? Сомневаюсь. Так что своих детей учить противостоять подобным типчикам надо. Вот только тут возникает парадокс — как из своих воспитанных деток не сотворить подобных бессовестных агрессоров?
Опыт (не только мой) подсказывает, что делается это достаточно просто. Надо отдать ребенка в спортивную секцию (а еще лучше — каких-либо боевых искусств).
Почему так?
Более-менее подросший ребенок начинает понимать: если он нападет на Ваню (Маню, Таню, Сережу — нужное подчеркнуть), а тот занимается карате (да чем угодно), то, скорее всего, победителем из этой драки выйдет совсем не нападающий.
Агрессоры, по сути своей, трусливы. Психологи почему-то стыдливо об этом не говорят. У нас вообще почему-то не принято вслух озвучивать такие сдерживающие причины как страх. Мол, такие причины нездоровые, а надо все по науке, красиво и с оптимизмом, руководствуясь добрыми порывами и разумом.
Все это, о добрых порывах и разуме, конечно прекрасно. Но до той поры, пока эти добрые порывы и разум в агрессорах проснутся, знание, что им в ответ прилетит, отличный сдерживающий фактор.
Вторая причина, почему именно спортивные боевые секции помогают ребенку научиться постоять за себя банальна, и вот о ней-то психологи говорят: занятия там пробуждают уверенность в собственных силах. Если человек знает, что он может за себя постоять, у него пропадает неразумный страх перед нападающими. Разумные опасения — остаются, и это нормально, потому что на разумных опасениях зиждется наш инстинкт самосохранения. А вот неразумный и парализующий страх — он уходит.
Но есть во всем этом один нюанс: секцию, в которую вы отдаете своего ребенка, надо выбирать очень тщательно. Особенно внимательно придется присмотреться к тренеру. Потому как там в игру вступает масса невидимых глазу мелочей.
Тренер в секции боевых искусств становится для детей образцом для подражания, старшим наставником. Это, наверное, в людях заложено на уровне генов. Авторитет человека, который обладает мастерством и силой для ребятишек может стать непререкаемым.
И очень важно, чтобы этот человек был сам по себе разумным, спокойным и добрым. Чтобы он не только учил драться, но мог объяснить воспитанникам, что силовое решение проблем — не выход. Что есть ситуации, в которых лучше попытаться решить дело миром, или отступить и уйти, и это отступление — не стыдное. Что начинать драку самому — глупо и гадко.
И если все это соблюсти, проблема с тем, что ребенок не может постоять за себя скорее всего — не возникнет.