Найти тему
Исправленному верить

Москву трясло во все века

Москва находится на Русской плите в центре Восточно-Европейской платформы, землетрясения здесь исключены, уверяла нас учительница географии. Но 4 марта 1977 года в Москву трясло. Землетрясение было далеко не первым. И не последним. В ЖЭКе, куда позвонила перепуганная, проживавшая на девятом этаже моя бабушка, ей доходчиво объяснили, что по Московской Окружной прошёл тяжеловесный состав.

Официально зафиксировано

В 1893 году российский геолог и географ Иван Мушкетов составил «Каталог землетрясений Российской Империи», в котором указал, что в период с 1445-го по 1887 год в городе Москве было зафиксировано четыре землетрясения.

Достоверно известно, что первое землетрясение в Москве произошло 1 октября 1445 года. Возможно, столь нехарактерное для средней полосы Руси явление и происходило когда-то ранее, но История об этом умалчивает.

Вот как описал происходившее историк и литератор Николай Карамзин, живший четыре века спустя, в своём фундаментальном труде «История государства Российского» (том 5, глава 3): «В шестом часу ночи поколебался весь город, Кремль и посад, дома и церкви; но движение было тихо и непродолжительно: многие спали и не чувствовали оного; другие обеспамятели от страха, думая, что земля отверзает недра свои для поглощения Москвы».

Землетрясение сопровождалось самопроизвольным звоном колоколов, что приводило москвичей в трепет и сеяло ужас. Наибольшему воздействию подверглись высокие строения – колокольни, храмы, сторожевые башни и здания в несколько этажей. Согласно современным исследованиям и расчётам, сила толчков составила порядка пяти баллов по двенадцатибальной шкале.

Несколько последующих дней жители города не говорили ни о чем, кроме землетрясения, и страшились, что оно является предвестником чего-то ещё более ужасного, чему способствовала нестабильная политическая обстановка в княжестве. Их опасения не подтвердились, других злоключений или катаклизмов не последовало. Более того, в тот день из плена казанского хана Улу-Мухаммеда был освобождён московский князь Василий II Тёмный.

Собор рухнул

Следующее землетрясение, случившееся в Москве, о котором до наших дней дошли сведения, было зафиксировано через 30 лет. Помимо самопроизвольного звона колоколов, в результате каскада толчков в Кремле разрушился подведённый за два года под купола «великий и высокий подобно Владимирского храма Святой Богородицы» Успенский собор мастеров Кривцова и Мышкина, едва не придавив князя Фёдора Пёстрого, который в тот момент, забравшись на леса, инспектировал строительство.

Согласно сведениям, полученным в результате раскопок, проведённых в 60-х годах ХХ века, можно с уверенностью сказать, что не качество строительной смеси стало причиной обрушения, а именно «трус во граде Москве», сила земных колебаний которого составляла порядка 6-и баллов, и привёл в конечном итоге к разрушению только что возведённой конструкции. Следующий архитектор Успенского собора Аристотель Фиораванти (1415—1486) создал антисейсмичную конструкцию фундамента. И собор стал первым зданием Москвы, способным выдерживать землетрясения.

Трясло в XIX веке

Ещё одно землетрясение произошло в Первопрестольной 14 октября 1802 года. Землетрясение было «лёгким». В течение примерно двадцати секунд москвичи ощутили два толчка силой до пяти баллов, и на том всё стихло, хотя находившиеся в тот момент на Спасской башне Кремля утверждали, что её стены затряслись. В отдельных районах города его вообще не ощутили, поэтому многие жители узнали о землетрясении лишь на следующий день из газет и сплетен. По свидетельствам очевидцев толчки шли с востока на запад. Но пересуды не затихали долго. По поводу случившегося тот же Карамзин в журнале «Вестник Европы» сообщал: «Оно не сделало ни малейшего вреда и не оставило никаких следов, кроме того, что в стене одного погреба оказались трещины, а в другом отверстие в земле, на аршин в окружности.
…Удары были чувствительнее в высоких домах; почти во всех качались люстры, в иных столы и стулья».

Гораздо сильнее землетрясение 14 октября ощутили на юге Российской Империи. Но каких-либо значимых разрушений оно не принесло и там.

От Карпат и Антарктиды

Следующее землетрясение в Москве, которое ощутили её жители, произошло 10 ноября 1940 года. Толчки стали отголоском мощного и разрушительного землетрясения, эпицентр которого находился в румынских Восточных Карпатах в уезде Вранча. Сила толчков в эпицентре составила по шкале Рихтера 7,4 балла. Трясло практически по всей территории Восточно-Европейской равнины. В Москве сила толчков его составила 3 балла. Серьёзных последствий от произошедшего зафиксировано не было, а в Румынии в тот день погибла тысяча человек.

Землетрясение 28 декабря 1945 года москвичи не ощутили, но приборы центральной сейсмологической станции «Москва» его зафиксировали. Сейсмографы дёрнулись через 17 минут после того, как серия мощнейших толчков сотрясла Антарктиду. Произошло даже незначительное, неразличимое глазом смещение почвы.

Не было объяснения

Самое сильное землетрясение произошло в Москве 4 марта 1977 года. Оно было вызвано страшным Вранчанским землетрясением, которое только в одной Румынии унесло жизни 1578 человек и по сей день считается самым мощным и разрушительным в истории этой страны. Сила толчков в Москве в 22 часа 24 минуты составила 3–4 балла, однако в высотных зданиях они были гораздо ощутимее. На высоте главного здания Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова колебания достигали 7-и баллов. В некоторых помещениях появились трещины на стыках стен и потолков. Кое-где качались люстры, падала на пол посуда, ездила по полу мебель. Жители панельных многоэтажек Теплого Стана на юго-западе столицы и некоторых других районов города, увидев качающиеся люстры и ходящие ходуном стены, в панике по лестницам покидали свои квартиры, выбегая в темноту. Но всё обошлось.

После нашумевшего

Мало кто вспоминает землетрясение, случившееся в Москве 30 августа 1986 года. Мощность в эпицентре составила 8 баллов, однако до столицы докатились отголоски менее трёх баллов, не нарушившие естественный ход жизни.

24 мая 2013 года в Москву дошла волна землетрясения в Охотском море. От толчков магнитудой 8,2 балла в эпицентре, на станции Геофизической службы РАН в Москве зафиксировали отголоски в 3–4 балла на шкале Рихтера. В квартирах на верхних этажах домов качались люстры, дребезжали двери и окна, кое-где «ожила» мебель: столы и стулья. И потом всё стихло.

***

В Международном институте теории прогноза землетрясений и математической геофизики РАН, заявили, что Москва расположена на тектонически стабильной платформе и провалиться под землю целиком ей не грозит. Больше проблем создаёт хаотичная застройка без учёта места пересечения небольших геологических разломов и трещин.