Особенности национальной системы учительского роста
Министерство просвещения разработало проект постановления, предусматривающий внесение изменений в номенклатуру должностей педагогических работников школ. Согласно ему, существующая сегодня система горизонтального карьерного роста педагогов – от учителя к учителю первой и высшей категории – будет дополнена системой вертикального роста. Наряду с должностью "учитель" в школах появятся "старший учитель" и "ведущий учитель".
Извольте стоять смирно, когда с вами старший по званию говорит!
Предполагается, что в должностные обязанности "старшего учителя", помимо прочего, будет входить проектирование и координация участия педагогов в разработке компонентов образовательных программ общего образования, учитывающих особенности контингента обучающихся, методическое сопровождение деятельности педагогов образовательной организации.
"Ведущий учитель" также будет заниматься интеграцией профессиональной деятельности педагогических работников (учителей, психологов, дефектологов, социальных педагогов) и педагогическим наставничеством.
С чем связано нововведение? Откуда это желание подбодрить учителей новыми званиями и подтолкнуть их к более активной организации своих коллег в выполнении образовательных услуг?
Ну, во-первых, звания – это всегда почётно, и для кого-то это создаст иллюзию карьерного роста. Если направить здоровые амбиции в нужное русло, то можно получить некий положительный эффект на определённый срок. Сила эффекта и его продолжительность будет зависеть уже от того, чем будет подкреплено это высокое звание на деле в качестве материальных благ и социального статуса.
Есть и еще одна причина: после укрупнения школ всё руководство собралось в одном корпусе, в т.н. центральной усадьбе (как говорили колхозники после укрупнения коллективных хозяйств). Остальные корпуса остались без директоров. А что ни говори, но директор в школе – это всегда был хозяин, который определял лицо школы, особенности её развития и в целом был неким моторчиком, который приводил всё в движение.
Сегодня функции руководства в школьных корпусах размыты. Возможно, за счёт введения новых званий Минпрос рассчитывает создать внутри каждой школы некий костяк из старших и ведущих учителей, который станет неким коллективным разумом, а также умом, честью и совестью данного образовательного учреждения.
Конечно, всё можно сделать в этом разрезе. Фраза «разделяй и властвуй» актуальна и в наши дни. Но, опять же, надо учитывать, что сами по себе звания не вдохновят учителей на педагогические подвиги. А какие стимулирующие меры будут сопровождать эти звания – пока неясно.
Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.