Найти в Дзене

Успех: Закономерность или Удача ?

Записки на полях книги Роберта Фрэнка “Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии” На сколько важна в жизни удача? Мало найдется вопросов, столь отчетливо определяющих водораздел между консерваторами и либералами. Кажущиеся незначительными случайные события влияют на судьбы людей гораздо весомее, чем полагает большинство из них. Примерно половина разницы в личных доходах жителей планеты объясняется лишь двумя факторами: (1) страной проживания и (2) структурой распределения доходов в этой стране. В США корреляция между доходами родителей и детей составляет значительную величину (0,5) - примерно ту же, что и корреляция между возрастом родителей и их детей.
Про термин меритократия я написал в одном из предыдущих своих постов. Вследствие фундаментальной ошибки атрибуции человек всегда рационализирует успех. Справка Фундамента́льная оши́бка атрибу́ции (англ. Fundamental attribution error) — понятие в психологии, обозначающее характерную ошибку атрибуции — склонность человека объясн
Оглавление

Записки на полях книги Роберта Фрэнка “Успех и удача. Фактор везения и миф меритократии”

На сколько важна в жизни удача?

Мало найдется вопросов, столь отчетливо определяющих водораздел между консерваторами и либералами.

Кажущиеся незначительными случайные события влияют на судьбы людей гораздо весомее, чем полагает большинство из них. Примерно половина разницы в личных доходах жителей планеты объясняется лишь двумя факторами: (1) страной проживания и (2) структурой распределения доходов в этой стране. В США корреляция между доходами родителей и детей составляет значительную величину (0,5) - примерно ту же, что и корреляция между возрастом родителей и их детей.

Про термин
меритократия я написал в одном из предыдущих своих постов.

Вследствие фундаментальной ошибки атрибуции человек всегда рационализирует успех.

Справка
Фундамента́льная оши́бка атрибу́ции (англ. Fundamental attribution error) — понятие в психологии, обозначающее характерную ошибку атрибуции — склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями (так называемой «внутренней диспозицией»), а собственное поведение — внешними обстоятельствами (так называемой «внешней диспозицией»).

Успех, по мнению автора книги, зачастую определяется циклами положительной обратной связи, превращающимися мелкие исходные вариации в громадные различия конечных результатов. Феномен, который экономист Филип Кук назвал “рынками, где победители получают всё” (winner-take-all-markets)

Человек не способен рассуждать по многим вопросам без соответствующей “системы координат”. Например, по вопросам: “За сколько следует купить автомобиль?”, “Сколько потратить на свадьбы?” Наши представления о собственных нуждах формируются нашим окружением.

Эффект фрейминга Vs. Framing effect

Сравните два определения эффекта фрейминга в русской и английской Википедии. Как говорится, почувствуйте разницу и старайтесь пользоваться английской википедией.

Справка
Эффект фрейминга (framing effect, от англ. frame рамка, обрамление) — когнитивное искажение, при котором форма подачи информации влияет на ее восприятие человеком. Так, одно и то же утверждение, в зависимости от формулировки и смысловых акцентов, может быть представлено как в негативном, так и в позитивном свете («Стакан наполовину пуст или наполовину полон»), в качестве выгоды или потери.
The framing effect is a cognitive bias where people decide on options based on if the options are presented with positive or negative semantics; e.g. as a loss or as a gain.
People tend to avoid risk when a positive frame is presented but seek risks when a negative frame is presented.[ Gain and loss are defined in the scenario as descriptions of outcomes (e.g., lives lost or saved, disease patients treated and not treated, etc.).
Prospect theory shows that a loss is more significant than the equivalent gain, that a sure gain (certainty effect and pseudocertainty effect) is favored over a probabilistic gain, and that a probabilistic loss is preferred to a definite loss. One of the dangers of framing effects is that people are often provided with options within the context of only one of the two frames.
The concept helps to develop an understanding of frame analysis within social movements, and also in the formation of political opinion where spin plays a large role in political opinion polls that are framed to encourage a response beneficial to the organization that has commissioned the poll. It has been suggested that the use of the technique is discrediting political polls themselves.] The effect is reduced, or even eliminated, if ample credible information is provided to people.

Но книга не об этом, а о том, что эффекты фрейминга ведут к неразумным тратам.

Как обретают значимость случайные, на первый взгляд - заурядные события

Ошибка хиндсайта (hindsigt bias)

Наша склонность верить в большую, чем того заслуживает, предсказуемость тех или иных событий - это “ошибка хиндсайта”.

Справка
Ошибка хайндсайта (англ. hindsight bias; в русскоязычной литературе распространено написание «хиндсайт») (другие названия: феномен «я знал это с самого начала» / «я так и знал» / «Так я и знал!» (англ. I-knew-it-all-along), суждение задним числом, ретроспективный детерминизм, ретроспективное искажение) — это склонность воспринимать события, которые уже произошли, или факты, которые уже были установлены, как очевидные и предсказуемые, несмотря на отсутствие достаточной первоначальной информации для их предсказания. Ошибка хайндсайта может приводить к искажению процессов памяти, в частности, процессов восстановления и воспроизведения прошлого опыта, приводя к ложным теоретическим заключениям. Таким образом, этот эффект может становиться причиной серьёзных методологических проблем на этапах анализа и интерпретации результатов экспериментальных исследований.

Когда мы полагаем, что уже знаем результат события, нам легко представить причины, по которым оно оказалось именно таковым. “Ошибка хиндсайта” приобретает особую силу, когда мы наблюдаем чрезвычайно успешные результаты. Проблема состоит в том, что человеку легче представить версию случившегося как неизбежного.

Эффект Матфея

Эффект Матфея (англ. Matthew effect) — феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором сторона, уже ими обладающая, продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Сам термин был впервые предложен американским социологом Робертом Мертоном, который дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея:

« …ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29)»

Действие эффекта можно пронаблюдать в социологии науки и наукометрии (разница в признании и цитировании работ именитых учёных в сравнении с аналогичными по качеству трудами их малоизвестных коллег), образовании (влияние скорости усвоения навыка чтения на дальнейший разрыв между «способными» и «отстающими» учениками), экономике (концентрация богатства ruen и распределение бедности). Аналогичный пример проявляется в химии (реакция автокатализа).

Преимущества, полученные в детстве, нередко определяют индивидуальные различия в жизненном успехе.

Самый надежный способ получить желаемое - это попытаться его заслужить. Возможно самый полезный совет тому, кто стремится к материальному успеху: накапливайте опыт и знания в областях, которые высоко ценятся обществом! А опыт и знаний - это не следствие удачи, а плод многолетних напряженных усилий. Однако, следует помнить, что материальный успех невозможен без некоторой толики удачи.

На рынках,где “победитель получает всё”, роль удачи многократно возрастает

Различия в доходах в большей мере обусловлены индивидуальными различиями в “человеческом капитале” - то есть сплаве интеллекта, образования, опыта, социальных навыков и других личностных особенностей - которые, как известно, влияют на нашу эффективность.

Человеческий капитал, как всякий рыночный актив, обеспечивает свою норму доходности. Подход с точки зрения человеческого капитала полностью замалчивает роль случайных событий в ситуации на рынке труда.

Новые технологии и рыночные института обеспечивают самым одаренным людям всё более мощные рычаги для реализации своих талантов. Технология позволяет наиболее талантливым специалистам расширить область применения своих способностей.

Важные аспекты того, как технология меняет карьерные возможности человека, отражены в обеих концепциях - (1) “длинного хвоста” и (2) “победитель получает всё”.

Кажущиеся банальными случайные события гораздо чаще, чем когда-либо ранее, обуславливают различия в размерах финансового вознаграждения.

Многие происходящие с годами перемены в хозяйственной среде аналогичны сокращению затрат на доставку. Это справедливо, например, для снижения тарифных барьеров и улучшения коммуникационных технологий. Возможно, еще важнее тот факт, что всё большая часть свойств продукта, делающего его ценным, определяется воплощенными в него идеями. Идеи лишены физического веса, поэтому их доставка бесплатна.

В бухгалтерском деле на местном уровне прошли две волны кадровой оптимизации - первую породили услуги, оказываемые на условиях аутсорсинга, вторую - общедоступные программные продукты, облегчающие расчеты и ведение учета.

Операционная эффективность международных корпораций заметно сдерживалась трудностями координации управления.

Мы читаем книги и смотрим фильмы еще и потому, что можем обсудить их с другими людьми.

Почему великие триумфаторы почти всегда - еще и самые удачливые

Люди, достигшие значительного материального успеха, почти всегда чрезвычайно талантливы и трудолюбивы (как и предполагает метод человеческого капитала). Однако моделирование поясняет, почему столь многие чрезвычайно талантливые не достигают значительного материального успеха. Просто многие из них менее удачливы, чем их соперники, оказавшиеся победителями.

Стоит удаче вмешаться (пусть самым банальным образом), как наша интуиция начинает подводить.

Почему столь устойчивы ошибочные представления об удаче и таланте

Поведенческая экономика - междисциплинарная отрасль, черпающая свои идеи из экономики, биологии, психологии и других научных сфер. В основе значительной части работ по поведенческой экономике лежит склонность людей полагаться на упрощенные схемы мышления и элементарный здравый смысл. Эти схемы весьма утилитарны - в том смысле, что сэкономленные благодаря им силы и время с избытком компенсируют вероятность того, что эти схемы окажутся менее точными, чем подробные расчеты.

Не стоит недооценивать готовность человека поверить в том, что льстит его самолюбию. Пол Самуэльсон

“Мои коллеги изучают искусственный интеллект, а я - естественную глупость” - сказал Амос Тверски.

Эффект сверхуверенности или эффект Лейк-Уобегона

Справка
Люди склонны переоценивать свои способности и качества в сравнении со способностями и качествами окружающих. Так, в одном из исследований 74,9 % опрошенных водителей утверждали, что они внимательнее среднего водителя. В другом исследовании лишь 2 % опрошенных старшеклассников заявили, что их лидерские способности ниже средних.

В англоязычной литературе этот эффект часто называют «эффектом Лейк-Уобегон» (Lake-Wobegon effect), в честь вымышленного одноимённого городка из популярной американской радиопередачи «A Prairie Home Companion». В этом городке, как утверждалось, «…все женщины — сильные, мужчины — красивые, а дети — талантливые».

Окончание этой фразы на английском — «all the children are above average», то есть, буквально, «все дети — со способностями выше средних». Это отсылка к популярной в США практике деления результатов тестов на категории below average (ниже среднего) — average (средние) — above average (выше среднего).

Еще одно несоответствие между реальностью и нашей убежденностью - склонность недооценивать роль удачи в нашем успехе, а также объяснять отсутствие успеха невезением. Это очень характерно для инвесторов.

Мотивированное знание (motivated cognition): люди склонны думать о себе хорошо и наслаждаться позитивной самооценкой, считая свои поступки вполне компетентными, а неудачи списывая на неподконтрольные обстоятельства.

Депрессивный реализм. Оценки, исходящие от лиц, страдающих от депрессии, являются более точными, чем оценки людей признанных здоровыми. (Л.Б. Эллой и Л.Я. Амрамсон “Печальнее, но мудрее). Что ставит под сомнение точку зрения, согласно которой люди, находящиеся в депрессии, страдают когнитивным расстройством, формирующим у них беспричинно негативные представления о себе и окружающем мире.

В краткосрочной перспективе ложные представления делают людей счастливее, в долгосрочной перспективе те же самые представления обернуться для тех же людей значительными проблемами.

Естественный отбор “сформировал” нашу нервную систему такой, какая она есть, не с целью сделать нас счастливыми, но чтобы стимулировать поведение, способствующее выживанию и размножению. Люди, полагающие, что им суждено побеждать в любых состязаниях, склонны вступать в борьбу, которую им - во избежание ненужных издержек - вести не стоило бы. А люди, слишком склонные объяснять свои провалы невезением, утрачивают связь с реальностью, необходимую для достижения победы в перспективе. Ни первая, ни вторая тенденция репродуктивному успеху по-видимому, не способствует.

Поэтому, даже если ложные представления и делают людей счастливее, то эти счастливые люди, возможно, были бы чуть более успешными (в чисто материальном плане), если бы их представления лежали бы чуть ближе к истине.

Проклятие победителя

Справка
Проклятие победителя - опасность того, что победитель, выигравший контракт (contract), потеряет деньги на его выполнении. Если контракт заключается на основании конкурентных торгов (competitive tendering), победителем обычно является фирма, предложившая самую низкую цену. При оценке затрат могут быть допущены ошибки, а потому существует опасность, что победителем окажется фирма, которая сильно недооценит подлинную величину затрат и потеряет деньги в результате выполнения контракта.

Оценки всех участников торгов объективны и их среднее значение близко к истинной стоимости вещи, победителем торгов становится участник, чья оценка превышает истинную стоимость вещи на максимальную величину.

Теория естественного отбора гласит: то, чем ты располагаешь, значит больше, чем то, насколько ты счастлив. В известных пределах наивный оптимизм выполняет адаптивную функцию.

Решаются открыть свой бизнес те, кто не реалистично оценивает всю сложность предстоящих проблем. Однако, решившись, на такое предприятие, люди во имя успеха, как правило не жалеют усилий. Таким образом, своей удачей большинство энтузиастов отчасти обязано своему изначальному наивному оптимизму.

Подчеркивая роль таланта и упорного труда, исключая прочие факторы, успешные люди, как им кажется, подкрепляют своё право на заработанные доходы.

Одной из главных помех на пути к успеху становится простая черта людской психологии: склонность уделять слишком мало внимания события, наступающим с задержкой или с неопределенностью. Недостаток контроля зачастую побуждает людей предпочесть немедленное вознаграждение - несмотря на гораздо более ценную альтернативу, требующую долговременного ожидания. Это искушение становится тем сильнее, чем менее осязаемой выглядит будущая награда.

Недостаток самоконтроля лежит в основе многих социально-экономических проблем.

Склонность обращать внимание на сиюминутные издержки и выгоды бывает полезной, когда люди сталкиваются с непосредственной угрозой выживанию. Однако в более стабильных (=безопасных) условиях, в наши дни типичных для развитых стран, забота лишь о ближайших издержках в выгодах - это путь к поражению.

Парадокс, связанный с отрицанием фактора удачи. Родители, говорящие детям о ничтожности этого фактора, именно поэтому имеют больше шансов воспитать успешных граждан, нежели родители, говорящие детям правду о значимости удачи. Когда наступают трудности в карьере (что почти неизбежно случается с каждым из нас), человек, осознающий важность удачи, оказывается более склонным к стратегии пассивного выжидания. В конкурентной среде, где предпосылкой успеха часто являются подлинные знания и опыт, подобная стратегия губительна. Чтобы стать экспертом в любой области требуется 10 000 часов напряженной работы.
Если вы рассчитываете на фактор удачи, то скорее будете искать оправдание своему бездействию, надеясь лишь на благосклонность судьбы. Отрицание же роли удачи в успехе способно мобилизовать дополнительные усилия.

Люди, предпочитающие меньшее, но немедленное вознаграждение, более склонны идти на уступки, если верят, что их выбор предопределен.

Эвристика доступности

Справка
Эвристика доступности (англ. availability heuristic) — это интуитивный процесс, в котором человек «оценивает частоту или возможность события по легкости, с которой примеры или случаи приходят на ум», т. е. легче вспоминаются.При подобной оценке человек полагается на ограниченное количество примеров или случаев. Это упрощает комплексную задачу оценки вероятности и прогнозирования значимости события до простых суждений, основанных на собственных воспоминаниях, поэтому такой процесс является необъективным. Например, человек оценивает степень риска возникновения инфаркта у людей среднего возраста, припоминая подобные случаи среди своих знакомых.

Эвристика доступности предполагает, что мы, выстраивая для себя картину мира, чаще всего полагаемся на информацию, легче всего извлекаемую из памяти. Как следствие, события, противодействующие нашим целям, вспоминаются легче, чем благоприятствующие нам события. Метафора “встречный и попутный ветер”.

Именно гордость за свои достижения является одной из сильнейших мотиваций к напряжению всех, человеческих сил, требующихся для победы. Большинство из нас гордится достоинствами, присущими нам от рождения (то есть не стоившими нам никакого труда).

Тот, кто радуется своим успехам - заслуженным или ент, - имеет больше шансов найти сферу, где он сможет успешно конкурировать.

Либералы больше, чем консерваторы, склонны замечать роль удачи в жизни человека.

“Критерием высокого интеллекта является способность одновременно держать в голове две противоположные идеи, не теряя при этом способности к разумным действиям” (Ф. Скотт Фитцджеральд).