Найти тему
Кошка Чернуха и кот Беляшик

Что надо знать о Бакунине

Подписывайтесь! Ставьте лайк!
А здесь: Карта канала (по месяцам и типам публикаций)

(Продолжаем субботне-воскресный цикл "Не кошками едимыми")

Михаил Александрович Бакунин - человек-глыба, повелитель умов и разрыватель пуканов своих современников. Он был гегелистом, коммунистом, социалистом, панславистом, масоном и анархистом. Но, всегда оставался на всю свою буйную голову революционером и мощнейшим троллем Европы.

Михаил Александрович Бакунин. Фото взято из Википедии
Михаил Александрович Бакунин. Фото взято из Википедии

В друзьях и врагах Михал Саныч имел исключительно выдающихся современников: Маркс, Вагнер, Бисмарк, Достоевский, Герцен, Белинский, Боткин, Огарев, Жорж Санд, Тургенев, Гарибальди и (внезапно!) маленький Ницше.

Примечательно, что эпизод с Ницше Бакунину и не запомнился вовсе, но уж на Фридриха точно оказал влияние. Ницше был сыном смотрителя в здании, где располагался штаб революции. Как то раз разуваясь раздосадованный Бакунин швырнул не глядя сапог и попал в сами угадайте кого. Теперь-то понятно откуда растут ноги у "Сверхчеловека" о котором талдычит Заратустра. :-)

Бакунин своей энергией связывает эпоху Пушкина и самое начало эпохи Ленина (казалось бы такие бесконечно далекие времена). Он успел почти год подискутировать с Пушкиным в литературном салоне Петербурга, а когда лежал на смертном одре, где-то в далеком Симбирске, уже бегал и набирал силу 6-ти летний кудрявый мальчуган Володя Ульянов.

Теперь, боле-менее по порядку:

- Михаил Александрович Бакунин. Юнкер артиллерийского училища, в 18 лет - прапорщик. Офицером стать не случилось - переоценил силы в ментальной схватке с начальником училища. Под лозунгом "Вазелин еще надо заслужить!" со свистом отчислен с офицерских курсов в армию. В армии Бакунину скучно, он внезапно ощущает себя глубоко больным человеком и увольняется.

- Пытался посвятить себя науке, но разосрался со всеми друзьями (вплоть до дуэлей), даже с отцом и решил, что "в этой стране" ему делать нечего. Провожал на чужбину его только Герцен. Он же снабдил Мишу деньгами на первое время. 2000 рублей - это для Бакунина было, именно, "на первое время".

- В Европе отлично проводит время, в свойственной себе лёгкой, медвежей манере троллит немецких, французских, польских и прочих левых гегельянцев, коммунистов-утопистов, пока не натыкается на еще одну глыбу - Маркса.

- Твою ж мать!, - мечтательно произнес Миша.

- Шайзе!, - восторженно ответил Маркс.

И понеслась долгая, полная взаимного уважения, но дистанцированная и осторожная дружба. Бакунин первым перевел на русский программное сочинение Маркса "Манифест коммунистической партии", замахнулся на первый русский перевод "Капитала", но охладел после нескольких глав (или дальнозорко передумал).

- При всех идейных противоречиях, которые то стихали, то достигали невиданных высот и градусов накала, Бакунин никогда не позволил себе переход на личность. Маркс держался долго, но в конце, когда Миша замахнулся на святое - "Интернационал", не стерпел и начал подло травить, хоть и больше чужими руками. Но, об этом чуть позже.

- Три неполных года хватило властям европейских стран, что бы прозреть кого же они приютили, и стали откровенно заставлять Михал Саныча скитаться и мигрировать по Европе. Михал Саныч с вящим удовольствием
скитался и эмигрировал. На одном месте он и сам сидеть не любил.

Еще через пару лет "Почта России" доставила ему весточку с Родины, что прав у него никаких нет и "крайне справедливый Басманный суд" уже приговорил его к каторге. А Сибирские курорты Мише были вредны с детства.

- В 1848 Бакунин бурно революционно оргазмирует, участвуя во Французской революции. Изъев печень парижскому префекту, и некоторым членам временного правительства, он вынужден уехать в Прагу, что бы успеть на недельку поучаствовать в восстании. Кстати, годом ранее, Бакунина уже высылали из Парижа по требованию русского посла.

В следующем году, Саныч уже сам стоит у истоков восстания в Дрездене. Но опять на недельку - арестовали, не дав толком развернуться. Надо отметить геройскую выдержку и хладнокровие Бакунина - он до конца руководил обороной восстания от королевских войск и когда понял что "все пропало, гипс снимают", то организованно вывел из города мятежников. Многие современники отмечали, что с яичками у Саныча полный порядок - чистый, высокопрочный чугун.

- Два года немцы с австрийцами пихали друг другу "ценного заключенного", то приговаривая его к смерти, то милуя пожизненным. Причем, в Австрии Бакунин сидел в одиночке, прикованный к батарее, под охраной целого взвода зольдатенов! Не достигнув консенсуса по вопросу что делать с этой головной болью, немцы и их австрийские братья, решили отдать Бакунина русским - пусть сами разбираются со своим исчадием.

- В России Миша сидит крепко и долго, от чего "прозревает" и в лучших традициях "узников совести" играет в Ходорковского - пишет царям покаянные письма и, в итоге, таки вымаливает прощение (когда после революции вскрыли архивы "Третьего отделения собственной, Его Императорского Величества канцелярии", то от этих покаянных писем откладывали добротные силикатные кирпичи все пламенные бакунинцы). Определяется на поселение в глубокое Замкадье, в Сибирь, в Томскую губернию.

- Откинувшись, Миша кутит, радуется жизни, и сразу начинает свою любимую игру - "как свалить из сраной Рашки". Он же так соскучился! И ему это удалось в три хода. Снова прикинувшись самым тяжелобольным в мире человеком, он сначала выпрашивает себе поселение в самом Томске, по адресу: ул. Бакунина, дом 14. Затем женится на молодухе (польской дворянке) и замылив глаз охранке, получив свободу перемещения, сразу же, на высокой скорости перемещается в сторону государственной границы в Иркутск.

Далее, по делам бизнеса отправляется в Николаевск на Амур, где тайными сибирскими тропами пробирается на американское судно и через Жапонию и штаты стремглав летит куда? Правильно, в Лондон. Традиция такая у русской оппозиции, что возьмешь? Аннушка еще не пролила масло, точнее Машенька еще не открыла Полоний и в Лондоне было относительно безопасно диссидентствовать.

- В Лондоне, могучая кучка Герцен-Бакунин-Огарев готовят восстание в Польше, и придумывают рекламный слоган: "Освобождение Польши необходимо для свободы самой России!". Эта долгоиграющая фишка навечно стала мемом всех "друзей" России.

- Поднятое в Польше восстание привело к появлению в Российской Империи медали "За усмирение польского мятежа". Бакунин, пытался увлечь даже Гарибальди участием в восстании, но мудрый итальянец, сослался на возраст, раны и плохой общий анализ крови. Он тоже умел изображать больного в терминальной стадии.

- Прознав что Маркс организует "Интернационал", Бакунин не смог представить себе как это они, да вдруг без него и примчался в Лондон к Марксу. Был красноречив, показался внешне вменяемым и получил право организовать франшизу интернационала в Италии (места уж там больно хорошие, чебак знатно берет, да).

- Но Саныч не был бы собою, если бы просто стал работать на немецкого дядю - долгих четыре года он создает внутри Интернационала, свое личное, тайное революционное общество, основанное на сетецентричных ячейках, без штаба, с клятвами, шифрами и конспирацией. Но одновременно,
он совершенно беспалевно издает программный труд "Международное тайное общество освобождения человечества".

Маркс, не будучи дураком, понял куда дует ветер, и начал закручивать гайки в Интернационале. Помогла осечка Бакунина с пройдохой-революционером Нечаевым, которому Саныч поверил, доверил активы, секреты и право распространить борьбу в России. Когда вскрылась афера Нечаева, Саныча гневно осудили и выпилили из Интернационала. Все в Европе облегченно вздохнули. И революционеры и правительства. Всё-таки, серьезные гешефты лучше делать с реально вменяемыми людьми.

- На излете карьеры, Бакунин без прежней энергии поучаствовал в революционном комитете Лиона, а его соратники побузили в Испании и Италии. На что Энгельс съязвил: "Бакунисты показали в Испании неподражаемый образчик того, как не следует делать революцию".

- Скончался спокойно и осознанно. Сам приехал в больницу умирать. Таки представьте себе - в простую рабочую больницу. Но, только в Берне, а не в поселке Котакжаксы под Талдыкурганом. А куда деваться? По всем революционным традициям положен Берн, Цюрих или Женева.

- Проститься с ним пришло множество социалистов. И большая их часть присутствовала, скорее, только чтобы удостовериться - Бакунин Михаил Александрович действительно мертв, а не разыгрывает очередную каверзу. Похоронен там же, в Берне. На могиле его установлена здоровенная каменная глыба с надписью: "Михаил Бакунин".