Найти тему
Первым делом самолёты

Легенда 747 заканчивается, Боинг уходит со сцены

Часть первая (начало конца)

Девятого февраля любители авиации вспоминали первый полёт легендарного лайнера Боинг 747, который состоялся ровно пятьдесят лет назад. Первый в мире широкофюзеляжный самолёт пожалуй является и самым узнаваемым, благодаря характерному горбу в передней части фюзеляжа.

За полувековую историю двухпалубные Jumbo Jet перевезли бесчисленное количество пассажиров и грузов, но времена меняются и производство этих уникальных самолётов закроется в самое ближайшее время. О причинах такого положения дел и поговорим в этой статье.

Итак, перенесёмся во вторую половину 60-х годов XX века, в то самое время, когда 747-й создавался и ставился на крыло и сразу же необходимо отдельно отметить тот факт, что на новый широкофюзеляжный Боинг в компании особо и не рассчитывали. Все лучшие людские резервы были брошены на проект сверхзвукового пассажирского самолёта, который получил обозначение 2707.

747-й должен быть стать промежуточным переходным вариантом пока авиакомпания не получит инновационный лайнер, способный летать на скорости почти в 3 тысячи км/час, а затем уже готовые огромные дозвуковые машины переконвертировали бы в грузовой вариант, но этим планам не суждено было сбыться. От разорительной сверхзвуковой гонки США официально отказались в 1971 году, оставив соревноваться европейский Конкорд и советский Ту-144 между собой наедине.

Впрочем, за пять лет до этого о таком исходе никто не думал, а вот новоиспеченному руководителю программы 747 Джо Саттеру предстояло совершить почти невозможное. Всего лишь за три с половиной года предстояло построить пассажирский самолёт уникальных размеров, провести лётные испытания и получить для него сертификат лётной годности, а уже в январе 1970 года передать первый борт авиакомпании Пан-Американ и это при огромном дефиците кадров и производственных мощностей.

-2

К чести Джо Саттера он с этой задачей справился блестяще, чтобы понять масштабы трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, необходимо упомянуть, что огромная фабрика по производству 747-х, близ города Эврик, строилась одновременно с постройкой первых опытных самолётов, также добавьте сюда высокие технологические риски проектов, в основном, связанные с большими размерами планера и новыми двигателями с высокой степенью двухконтурности, которые принято называть турбовентиляторными.

-3

В итоге минуя все трудности, компания Боинг выполнила все свой обязательства перед авиакомпанией Пан-Американ и начала поставки самолётов с января 70-го года. В том же году был поставлен абсолютный рекорд производительности этого типа за все последующие пятьдесят лет – заказчики получили 92 борта.

Боинг 747 – это первый в мире широкофюзеляжный лайнер, который мог принять на борт до 440 пассажиров, а его специальная версия 747-100SR, разработанная для авиакомпании Japan Airlines могла иметь рекордное на то время 550 пассажирских кресел.

-4

Из-за своих огромных размеров Боинг 747 получил в прессе собственное имя Jumbo Jet и это вполне справедливо, на его фоне Боинг 707 самый массовый в то время межконтинентальный 189-местный лайнер выглядел довольно скромно.

Помимо компании Боинг ещё несколько авиастроительных фирм одновременно готовили к выпуску свои широкофюзеляжные самолёты и это предопределило будущее гигантского авиалайнера.