Часть первая (начало конца)
Девятого февраля любители авиации вспоминали первый полёт легендарного лайнера Боинг 747, который состоялся ровно пятьдесят лет назад. Первый в мире широкофюзеляжный самолёт пожалуй является и самым узнаваемым, благодаря характерному горбу в передней части фюзеляжа.
За полувековую историю двухпалубные Jumbo Jet перевезли бесчисленное количество пассажиров и грузов, но времена меняются и производство этих уникальных самолётов закроется в самое ближайшее время. О причинах такого положения дел и поговорим в этой статье.
Итак, перенесёмся во вторую половину 60-х годов XX века, в то самое время, когда 747-й создавался и ставился на крыло и сразу же необходимо отдельно отметить тот факт, что на новый широкофюзеляжный Боинг в компании особо и не рассчитывали. Все лучшие людские резервы были брошены на проект сверхзвукового пассажирского самолёта, который получил обозначение 2707.
747-й должен быть стать промежуточным переходным вариантом пока авиакомпания не получит инновационный лайнер, способный летать на скорости почти в 3 тысячи км/час, а затем уже готовые огромные дозвуковые машины переконвертировали бы в грузовой вариант, но этим планам не суждено было сбыться. От разорительной сверхзвуковой гонки США официально отказались в 1971 году, оставив соревноваться европейский Конкорд и советский Ту-144 между собой наедине.
Впрочем, за пять лет до этого о таком исходе никто не думал, а вот новоиспеченному руководителю программы 747 Джо Саттеру предстояло совершить почти невозможное. Всего лишь за три с половиной года предстояло построить пассажирский самолёт уникальных размеров, провести лётные испытания и получить для него сертификат лётной годности, а уже в январе 1970 года передать первый борт авиакомпании Пан-Американ и это при огромном дефиците кадров и производственных мощностей.
К чести Джо Саттера он с этой задачей справился блестяще, чтобы понять масштабы трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, необходимо упомянуть, что огромная фабрика по производству 747-х, близ города Эврик, строилась одновременно с постройкой первых опытных самолётов, также добавьте сюда высокие технологические риски проектов, в основном, связанные с большими размерами планера и новыми двигателями с высокой степенью двухконтурности, которые принято называть турбовентиляторными.
В итоге минуя все трудности, компания Боинг выполнила все свой обязательства перед авиакомпанией Пан-Американ и начала поставки самолётов с января 70-го года. В том же году был поставлен абсолютный рекорд производительности этого типа за все последующие пятьдесят лет – заказчики получили 92 борта.
Боинг 747 – это первый в мире широкофюзеляжный лайнер, который мог принять на борт до 440 пассажиров, а его специальная версия 747-100SR, разработанная для авиакомпании Japan Airlines могла иметь рекордное на то время 550 пассажирских кресел.
Из-за своих огромных размеров Боинг 747 получил в прессе собственное имя Jumbo Jet и это вполне справедливо, на его фоне Боинг 707 самый массовый в то время межконтинентальный 189-местный лайнер выглядел довольно скромно.
Помимо компании Боинг ещё несколько авиастроительных фирм одновременно готовили к выпуску свои широкофюзеляжные самолёты и это предопределило будущее гигантского авиалайнера.