Как-то я случайно наткнулась в метро на своего брата, и он больше удивился не нашей встрече, а книге, которую я читаю.
Он, как и многие, воспринимает книгу «Франкенштейн, или современный Прометей» как пример книги ужасов. Возможно, все из-за фильмов. Из-за них мы все довольно четко представляем себе большого глупого монстра Франкенштейна, сшитого из мертвых кусков тела. Из-за них мы представляем огромную цилиндрическую голову со швом посреди лба. Есть огромное количество фильмов о Викторе Франкенштейне и его создании. Есть даже фильмы абсолютно не связанные с произведением Мэри Шелли, но в которых есть монстр, в котором зритель сразу узнает Франкенштейна (хоть это и не Виктор, а его безымянный монстр).
Я ничего не имею против экранизаций литературных произведений, скорее даже люблю их смотреть. Мне всегда казалось, что есть в них даже что-то полезное для книги. Но, прочитав книгу Мэри Шелли «Франкенштейн, или современный Прометей», я вдруг подумала, что все ее экранизации именно вредят книге, и, наверное, Мэри Шелли было бы очень обидно увидеть, что произошло с ее творением. Она, возможно, пришла бы в тот же ужас, что и Виктор Франкенштейн при виде своего создания.
Но книга Мэри Шелли — это не просто книга ужасов. Да, это готический роман, но больше всего вы испугаетесь во время чтения этой книги, от того, какими могут быть люди... и монстры.
Интересно, что Мэри Шелли написала ее в 19 лет. Помогла плохая погода и знакомство с лордом Байроном. В 1818 году недалеко от Женевского озера отдыхал Перси Шелли со своей любовницей Мэри Годвин, лорд Байрон и его личный врач Джон Полидори. Лето было дождливым и компания часто развлекалась дома у камина, читая ужастики. Тогда лорд Байрон предложил каждому придумать свою страшную историю. Так родился «Франкенштейн, или современный Прометей».
В книге монстр, конечно, страшен, но внешне и внутренне он не имеет ничего общего со своим образом на экране. Если его отсутствующий взгляд и пугал людей, то умом монстр обделен не был.
Обидно, что фильмы сформировали стереотип, который отталкивает людей от книги. И теперь уже моя очередь удивляться, почему так редко читают классическое произведение Мэри Шелли.
Кей