В середине двадцатых ВВС Польши заказали разработку самолета "для поддержки пехоты". Самолет был успешно выпущен и к 1930-му году был готов к выпуску. В 1932 производились уже несколько модификаций этого самолета, в том числе и морской самолет-разведчик (на поплавках):
Модификация морского самолета была выполнена на деревянных поплавках. Также на самолет можно было установить и обычное шасси и он мог использоваться в качестве сухопутного разведчика или бомбардировщика. Далее известна модификация и для речного флота - Пинской флотилии. Была разработана и третья модификация - R.XIIIDr - с металлическими поплавками. Один самолет данного типа готовился к перелету в Австралию; на него поставили навигационное оборудование и он имел дальность 2500 км. К сожалению, разбился во время испытательного полета...
В целом, это была удачная модель самолета-разведчика: достаточная дальность, весьма короткий пробег при взлете-посадке (около 60-70 метров), можно было использовать в качестве аэродромов любое поле. Но весьма ограниченно устанавливали фотоаппаратуру и радиооборудование, соответственно возможности самолета снижались. Всего выпустили порядка 280 самолетов, из них около тридцати в морском исполнении.
К 1935-1936 году самолет уже слегка устарел, но замена была не готова, и "Люблин" активно применялся в сентябре 1939-го. Морские польские разведчики успели совершить несколько вылетов, но уже к 8 сентября были уничтожены. Также и большинство сухопутных. По обыкновению, пяток машин приватизировала Румыния, которая вместе с учебными "Люблинами" их использовала вплоть до 44-го.
Основные характеристики:
Тип двигателя: Skoda-Wright J5AB
Мощность, л.с.: 240 л.с.
Максимальная скорость , км/ч: 177
Практическая дальность, км 600
Немного о спутниковой связи смотрите здесь.
Всем успехов и чистого неба над головой!