В 52-53 главах книги пророка Исаии Христос представлен этаким человеком-загадкой: «род Его кто изъяснит?» (Ис.53:8). Это пророчество о Христе — помазаннике Божьем хорошо знали современники Иисуса. Однако это знание стало препятствием для принятия Его иудеями, это хорошо видно из их слов: «Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете» (Ин.7:26-28). Другими словами - все вы знаете, но вы не знаете Отца пославшего Своего Сына и поэтому ваше познание мешает вам разобраться в происходящем. Таким образом сбывается пророчество Исаии, что современники Иисуса не будут понимать откуда же пришел Он. Читая Евангелие видно, как Иисус терпеливо добивался от своих учеников понимания того Кем Он был послан. Почему это так важно?
Приведу несколько цифр. В четырех Евангелиях наш Господь более 600 раз назван Иисусом, а Христом только 50. Но после Воскресения - в Деяниях и Посланиях Его называют Христом уже около 260 раз. Здесь мы видим осмысление, кем же является Сын Человеческий (еще одно название Иисуса Христа). На протяжении Всего Нового Завета происходит становление веры последователей Иисуса. В те времена людей с именем Иисус было много, и только Иисус Пришедший от Бога Отца был Христом — Помазанником, Спасителем.
Важно верить не просто в хорошую, порядочную или легендарную человеческую личность. Ущербность такой веры в том, что она возложена на ненадежную основу — на человеческую природу, не способную удержать дыхание в своих ноздрях. Лишь вера в Бога, в Божественную природу Христа помогает подняться над тлением и человеческим бессилием.
Недаром название «христианин» происходит не от имени Иисус, а от Христа - посланца Бога Отца. Мы верим не в человека Иисуса, а в Иисуса Христа — пострадавшего, умершего, воскресшего, вознесшегося и вновь грядущего.
Что говорили иудеи, проходя мимо распятых на Голгофе? «Других спасал, а Себя не может спасти» - как они были довольны, что не поверили Иисусу, когда Он проповедовал и творил чудеса. Ведь раз Его вот сейчас казнят, то все его учение обман. Но беда была в том, что они глядели на Иисуса, как на человека, и не увидели, что Он обещанный Христос-Искупитель посланный Богом, Которому вроде бы поклонялись и Которого чтили.
Не узнанный Христос. Какая в этих словах трагедия. Вроде бы ждали и готовились, но все тщетно — не получили пользы от пришествия Христа. А ожидания своего Мессии осталось. Ожидания Того Кто оправдает их чаяния — принесет долгожданную свободу от земных поработителей. Это ожидание вылилось в две разрушительные войны. Последним восстанием, после которого страна превратилась в пустыню, руководил Вар-Кохбы (Сын Звезды). Чье имя толковалось, как исполнение древнего пророчества о грядущем Мессии: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ.24:17). Но не победу и мир, а рабство и поражение принесло упование на обычного человека, пусть даже с таким замечательным именем.
И последнее. Когда волхвы с востока увидели на небосводе новую звезду и осознали, что родился Великий Царь, то оставив все свои дела пришли поклониться рожденному в вифлеемских яслях Младенцу. А вот для большинства населения Иудеи приход Христа прошел незамеченным. Вроде бы весь Иерусалим был растревожен расспросами волхвов о рожденном Царе Иудейском, но никто не удосужился пойти с ними в Вифлеем. Для них Христос так и остался незамеченным, не узнанным,. Этаким «человеком-загадкой».
Но это дела прошлые, уже свершившиеся. Вопрос к нас с вами: В какого Христа мы верим? В глубине сердца. Уповаем на Него и обращаемся к Нему лишь за тем, чтобы здесь в земной жизни у нас все было благополучно? Или вера побуждает прославлять Отца нашего Небесного и посланного Им в мир Сына Своего независимо от своего благополучия?
Ответ вроде очевиден. И дай Бог нам всем преуспевать в прославлении нашего Спасителя.
Александр Захаров