Начала читать книгу Уилла Гомперца, редактора отдела искусств BBC, бывшего директора по медиатехнологиям лондонской галереи Тейт. Называется книга "Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси". Автор берется объяснить, как разбираться в современном искусстве. Знаете, в голове действительно начинает кое-что проясняться. Но вряд ли Гомперц хотел вызвать своей книгой именно такие инсайты.
Повествование начинается с импрессионизма. Многие изображения картин импрессионистов давно уже стали частью быта: их можно видеть на коробках чая, печенья, конфет... Конечно, признание пришло к художникам не сразу. Было время, когда им пришлось отвоевывать место под солнцем, бросая вызов костной академической среде. Я не хочу вдаваться в историю их борьбы. Мне бы хотелось остановиться на Поле Дюран- Рюэле.
Именно этот человек поддерживал и продвигал творчество Моне, Пассарро, Дега, Ренуара и прочих. Он выделял деньги из своего кармана на ежемесячное пособие художникам, на которое они жили. В успехе импрессионистов эрудированный галерист и продавец произведений искусства сыграл ключевую роль. И наверно здесь кроется начало индустрии современного искусства и коммерческих отношений между художником и арт-дилером.
В какой-то момент это уже были не просто отношения, сложился целый мир из художников, продавцов, галеристов, критиков и т.д. Этот мир жил по своим законам и правилам. Марсель Дюшан - типичный представитель этой среды - сам внук художника, его братья и сестра были художниками.
Дюшан известен широкой публике как изобретатель реди-мейда. По сути своей его "Фонтан" - это пощечина истеблишменту, представителям индустрии искусства, которые на тот момент определяли, что искусство, а что им не является. Дюшан желал поучаствовать в выставке, устроители которой утверждали, что любой, заплативший взнос, может заявить свою работу. Но перевернутому писсуару места на выставке не нашлось. Дюшан пошел против среды, которая навязывала правила. Хотя, на мой взгляд, "Фонтан" - акция для своих, мелкое хулиганство, понятное тем, кто в теме. И ясным становится, откуда взялась у Пьера Мандзони идея его работы "Merda d'artista ". Очередная поза художника для коллег по цеху.
Наверняка я не открою для вас Америку, заявив, что за славой художников стоит не только талант, но и тугой кошелек меценатов и арт-дилеров. История с Дюшаном, на мой взгляд, показывает, как представитель индустрии искусства смог не только подколоть соратников, но стать авторитетным художником. Интересно, получила бы его шутка такой резонанс, если бы Марсель Дюшан жил в какой-нибудь провинции, вроде Кирова, не имея денежного покровителя?... Вот так, читая книгу про развитие современного искусства, возвращаешься к суровой действительности. Похоже мне срочно нужно искать мецената! Без него художнику очень сложно свести концы с концами, а о популярности вообще можно забыть. Если у вас есть знакомые меценаты, познакомьте меня с ними.