Историк Евтропий в середине IV века говорил, что Маркую Аврелию легче удивляться, нежели хвалить его. Античная традиция создает комплиментарный образ этого императора: сдержанный, скромный и всегда стремящийся к нравственному самосовершенствованию, император Марк Аврелий вызывает симпатии и у древних авторов, и наших современников. Но часто случается так, что за «золотой легендой» исчезает человек. В этой связи РВ предлагает пять историй о Марке Аврелии, которые дополнят его портрет.
ИИстория первая: как Марк Аврелий стал Марком Аврелием.
Строго говоря, мы знаем императора Марка Аврелия не под его именем. Он родился 26 апреля 121 года в респектабельной сенаторской семье испанского происхождения и получил имя в честь своего прадеда по материнской линии — дважды консула Луция Катилия Севера Юлиана Клавдия Регина, более известного как Катилий Север. После смерти отца — Марка Анния Вера — будущий император был усыновлен дедом по отцовской линии, также Марком Аннием Вером, и получил его имя. Император Адриан, обыгрывая прозвище «Вер» (verus — разумный, честный), называл его «Verissimus» (превосходная степень от verus: самый честный). В 138 году он был включен в состав императорской династии: император Адриан в качестве своего наследника усыновил сенатора Антонина Пия (Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин, который теперь стал Титом Элием Адрианом Антонином), а тот, в свою очередь, усыновил будущего нашего Марка Анния Вера, который стал Марком Элием Аврелием Вером. Наконец, унаследовав власть в 161 году, он принял имя Марк Аврелий Антонин, под которым и вошел в историю.
ИИстория вторая: как Марк Аврелий учился дома и вне его.
Марк Аврелий ценил то, что в юности получил хорошее образование, причем не посещал школы, а обучался дома. Своих учителей Марк Аврелий ценил и, уже став императором, наградил почестями и упомянул добрым словом в своих записках. Особое место среди наставников Марка Аврелия занимает философ-стоик Аполлоний Халкидский. Его пригласили ко двору, когда юный Марк Аврелий (тогда — Марк Элий Аврелий Вер) уже был призван ко двору и усыновлен правящим императором Антонином Пием в качестве наследника власти. Аполлония поселили на Палатине, в квартале императорских дворцов, в так называемом «доме Тиберия», известном своей библиотекой. Когда речь зашла об обучении наследника императорского титула, произошло недоразумение: Аполлоний отказался ходить к Марку Аврелию, объясняя это тем, что не должен учитель ходить к ученику, а ученику подобает ходить к учителю. Антонина Пия такое упрямство позабавило, и он ответил остротой, заметив, что Аполлонию легче было добраться из Халкиды в Рим, нежели из дома Тиберия во дворец. Впрочем, Аполлоний все-таки одержал верх в этом противостоянии: ученик ходил к нему и, между прочим, впоследствии высоко отзывался о своем строптивом наставнике.
ИИстория третья: как Марк Аврелий с братом пировал.
Умирая в 138 году, император Адриан озаботился вопросами династической политики. Своим преемником он назвал известного своей скромностью Антонина Пия, которому поручил усыновить Марка Аврелия и сына своего приемного сына, Луция Вера. Луций Вер был полной противоположностью своему брату по усыновлению и обладал широкой и разгульной натурой. Антонин Пий не хотел видеть его своим преемником, однако методично следовал предписаниям Адриана. Когда после его смерти императорский титул перешел к Марку Аврелию, тот не забыл брата по усыновлению и пригласил его разделить власть. Луций Вер не очень годился на роль императора, однако все же старался проявить все лучшие свои качества, беря с брата пример. Однако привычка к определенному образу жизни давала о себе знать. Как-то раз он попытался разъяснить брату свое мировоззрение и пригласил к себе на виллу, где обычно кутил в кругу сомнительных личностей. Марк Аврелий приехал туда на пять дней, в продолжение которых Луций Вер либо пировал, либо готовился к пирам. Однако застольное веселье не тронуло Марк Аврелия: все пять дней он, каким-то образом скрываясь от шума и разгула, занимался судопроизводством.
ИИстория четвертая: как Марк Аврелий зрелища (не) смотрел.
Зрелища были неотъемлемой частью городской жизни Древнего Рима, и Марк Аврелий, как император, должен был иметь в виду заботу об их устройстве. Более того, сами римляне зорко следили за тем, чтобы первое лицо государства не просто присутствовало на зрелищах, но и принимало в них активное зрительское участие. В этом смысле показательно, что римляне упрекали Цезаря, который во время зрелищ читал письма и составлял на них ответы — император Август, помня эти упреки, всегда проявлял к зрелищам особое внимание. Как сообщают древние авторы, зрелища Марку Аврелию не нравились — ходил он на них из уступки. Отсюда проистекает его любопытное стремление из ограничить. Известно, что гладиаторов в присутствии императора вооружали тупым или снабженным специальными наконечниками оружием. Подарки актерам ему показались слишком уж роскошными: он ввел ограничение. Узнав об опасностях, которым подвергаются канатоходцы, он велел подкладывать подушки во время подобных представлений. Римляне реагировали на его затеи с присущим им остроумием. Когда император забрал из Рима всех гладиаторов на войну против германцев, жители столицы стали шутить, что их решили зрелищ, чтобы понудить заниматься философией.
История пятая: как Марк Аврелий нарушил традицию.
Марк Аврелий входит в состав императорской династии Антонинов, однако эта династия в значительной степени является научной условностью. На деле это была и не династия вовсе, а череда императоров, связанных усыновлениями и, в лучшем случае, родством через браки. Первым императором из этой династии был пожилой сенатор Нерва, приведенный к власти после свержения и гибели Домициана в 98 году. Нерва усыновил Траяна, наследником которого стал усыновленный им племянник его жены — Адриан, который усыновил Антонина Пия, предложив ему в качестве наследников Марка Аврелия и Луция Вера. У всех императоров от Нервы до Антонина Пия к моменту обладания единоличной властью сыновей не было, в связи с чем им приходилось выбирать для усыновления в качестве наследника «наилучшего» (optimus) из представителей римской политической элиты. Марк Аврелий стал первым многодетным представителем этой искусственной династии: от жены Фаустины у него было тринадцать детей (такое число фиксируется источниками, однако оно может быть больше), однако из сыновей до зрелых лет дожил только один — Луций Элий Коммод. Традиция сообщает, что уже в ранние годы Коммод проявлял сложный характер, однако Марк Аврелий все же дал волю отцовским чувствам и провозгласил его своим наследником. Историческая традиция, смущенная тем несоответствием поведенческой модели Коммода примеру своего отца, пыталась всячески оправдать Марка Аврелия и даже пыталась доказать, что Коммод вовсе и не сын императора. Внешнее сходство, фиксируемое портретами, внимательное отношение Марка Аврелия к Коммоду и его замечания о верности своей жены все-таки говорят о том, что Коммод был сыном своего августейшего отца. Этот император своим правлением завершил династию Антонинов и золотой век Римской империи.