Сегодня будет не будет загадки... будет история... рассказ о человеке, который ценой своей жизни спас полтора десятка детей. К сожалению, его фамилию в нашей стране мало кто знает - поэтому запоминайте: АЛЕКСАНДР МАМКИН.
Он достоин того, чтобы мы помнили его имя, как и имена всех героев, кто в годы войны не просто выполнял свой долг, но и сделал намного больше, чем это в силах человека.
Когда вспоминают Великую Отечественную войну и операции, которые проводило наше командование - чаще всего на ум приходят такие громкие названия"Багратион" и "Искра". Но вряд ли Вы слышали про операцию "Звездочка"...
1944 год. В оккупированном немцами Полоцке (Беларусь) был госпиталь. Там лежали солдаты вермахта, которым нужна была донорская кровь для переливания. Какому-то изуверу пришла в голову мысль, что для этих целей отлично подойдут воспитанники местного детского дома. Директор этого заведения решил спасти детей. Для этого он "согласился" с идеей немецких властей, но предложил чтобы дети жили за городом, на свежем воздухе и чтобы их сначала вылечили и подкормили. Задумка сработала и детей перевели в деревню, откуда местные партизаны вывезли их в лес.
Нацисты были в ярости от того, что их провели. Началась карательная операция, в лесу детям оставаться было опасно. Советское командование приняло решение вывезти детей на самолетах. Наиболее подходящим для этих целей были самолеты Р-5 (они были похожи на знаменитые У-2 (По-2), но обладали большей грузоподъемностью).
105-й гвардейский авиаполк, которому была поручена эта операция, оборудовал два самолета специальными люльками, куда помещались несколько человек. На штурманское место, позади летчика, тоже сажали детей. В ходе операции "Звездочка" нашим летчикам удалось спасти более 200 детей и их воспитателей.
Один из последних вылетов состоялся в ночь на 11 апреля 1944 года. Самолет вел опытный пилот - лейтенант Александр Петрович Мамкин. Это был его уже 9-й вылет за детьми к партизанам. Этот момент для кинохроники снимали фронтовые кинооператоры, поэтому нам доступны уникальные кадры погрузки детей.
В его самолете поместилось десять малышей, их воспитательница и даже двое раненных партизан. Неподалеку от линии фронта самолет был подбит. Мамкин был ранен в голову, а двигатель загорелся. До аэродрома было далеко, самолет горел и будь летчик один - он не задумываясь выпрыгнул бы с парашютом, как этого требовала инструкция. Тем более что самолет уже летел над нашей территорией. Но у детей парашютов не было... и Александр повел самолет дальше.
Вскоре огонь добрался и до летчика, горела одежда, плавился шлемофон, вся кабина была полна дыма. Но за его спиной плакали испуганные дети и летчик не мог их бросить. Наконец ему удалось найти ровную площадку, пригодную для посадки и он приземлил самолет практически вслепую. Александр сумел непонятным образом выползти из кабины пилоты и даже попытался помогать вылезть детям. Уже теряя сознание, успел предупредить: "Отбегите от самолета". И вскоре действительно самолет взорвался...
Позже врачи госпиталя, которые несколько дней бились за его жизнь так и не смогли ответить на вопрос КАК???
Как человек в таком состоянии мог управлять самолетом? А вдобавок смог его посадить, да еще и пытаться помогать выйти из него детям? Ведь болевой шок должен был заставить его потерять сознание.
К сожалению, в ночь на 17 апреля Александр Петрович Мамкин скончался.
Все малыши, которых он вез, остались живы... Почти все они были сиротами, но до конца жизни называли себя "Детьми Мамкина"
За этот подвиг он был представлен к званию Героя Советского Союза (посмертно), но до сих пор из-за бюрократических проволочек и волокиты так и не получил заслуженную награду. Но дело ведь не в ней... Дело в нашей памяти.
Если Вы вдруг окажетесь в Самаре - загляните на Московское шоссе, 124. Нет, там не проживал Александр Мамкин, но там теперь живет память о нем в виде граффити на стене...
Герои живы, пока мы о них помним! Вечная память, всем отдавшим жизнь за Родину.