В этом году что-то с погодой нам не везет. На Майские ездили на Кавказ и захватили Азовское море на обратном пути – дождь, ветер, холодно. На Эльбрусе туман и снег, на 3500 видимость почти нулевая - снегопад, у подножья - ливень. Вообще в горах погода меняется каждые полчаса. Но в этот раз преимущественно холодно было. На Азове один день светило солнышко - воздух, и вода прогрелись, мы накупались, нагулялись, настрелялись из пневматики, пожарили шашлыки... Короче, выполнили программу максимум. Успели. Уже вечером – ливень, гроза над морем. Тент пришлось собрать, иначе порвало бы… На утро - мокро, хмуро. Уехали.
В августе решили не рисковать и даже не строить хрупкие планы на комфортный отдых в теплых краях. Поехали по привычному, изученному вдоль и поперек маршруту на север. К Белому морю. Оно прекрасно в любую погоду! К тому же мы c сыном успели прожариться в Кемере, и хотелось чего-то более родного и умиротворяющего. Ну, а муж вообще на север как к себе домой, в любое время готов, его любимое направление ))) Я очень соскучилась по Белому морю. Ни по одному из морей (а мы недавно насчитали 10 посещенных мною, может, забыли что-то) не скучаю так, как по Белому, прям как по чему-то или кому-то родному. Баренцево тоже душевное, но суровое. Белое – мягкое и светлое, всегда дружелюбное и такое «свое»…
Мы настроились путешествовать расслабленно, без четких графиков и точек, без рекордов по километражу… Ложились поздно (спальное место, кстати, у нас раскладывается в машине и вполне комфортно в спальниках нам с мужем и почти взрослому сыну, не тесно), жгли большие костры (благо, дров везде много и, если ночью не шел дождь, пень мог тлеть до утра, потом дунешь – и костер снова горит), тихонько кашеварили, вставали тоже поздно, неспешно пили чай-кофе. На одном месте мы не любим стоять, поэтому максимум пару дней и дальше. Грибы в этот раз попадались огромные и трухлявые (я обычно из машины собираю, когда по лесу тихо едем), не поели. Черники много было, но собирать ее как-то муторно, не захватывает. Так что урон местной флоре мы не нанесли. Фауне тоже, кстати. Рыбам повезло - рыбачу из всех только я, но в этот раз хотелось пообщаться с семьей, и я все чаще одиночеству с удочкой предпочитала беседы у костра с бокалом коньяка, бутербродом с паштетом или с брусничным джемом, в удобном раскладном кресле… Старею…
Мошки и комаров почти не было (что очень меня порадовало, ибо редко поездки на север обходились без укуса какого-нибудь гнуса, после которого начинается операция «спасение» с уколами антигистаминного и гормонов… организм мой на мошку и таежного гнуса бурно реагирует увеличением покусанной конечности в размерах – только кольца успевай снимать, на глазах раза в три увеличивается лапка). А в этот раз обошлось.
Дожди, конечно, и здесь нас сопровождали. Но очень помог новый быстро раскладывающийся тент (без стенок, зато устойчивый к ветрам, а-то старый все время сносило, как парашют). И был один волшебный день на Аметистовом берегу, который, пожалуй, я считаю одним из лучших дней в своей жизни. С раннего утра и до отхода ко сну – все для меня было настолько пропитано счастьем, что казалось, это какой-то прям подарок свыше – как билет на какой-то квест. День абсолютного счастья, без тревог, проблем, обид и разочарований. Этот день стоил всех перенесенных неудобств. В целом от поездки остались приятные впечатления – никакого экстрима, просто погружение в природу… Отдых разума, праздник души, укрепление духа… Такое ментальное спа )) Вся поездка, кстати, заняла дней 10.
Выехали из Москвы утром пятницы. Направление – Ладога. По новой платной дороге М11 Москва – Питер пролетели быстро и во второй половине дня уже были на широких песчаных пляжах Ладожского озера. Никого вокруг, песок, сосны, вода… Купаться особо не получится – очень мелко, но вода не холодная, поплескаться можно.
В Карелии много шикарных озер. Для следующей ночевки мы выбрали озеро Боярское. Сунулись на одну из стоянок (пробирались по лесу от трассы, по лайтовому бездорожью, по валунам, среди веток) – а там хоп! - толпа водников с катамаранами, спокойненько пришли по воде и заняли лучшее место )) Они развели руками, мол, sorry… Но стоянок там куча, и в такую погоду почти все они свободны, мы нашли вполне себе приятную, «пионеры» из местной школу оставили дрова, угли, скамейки, пеньки, сушилки, веревки, снасти, даже разделочную доску и зажигалку. Не пригодилось, но все равно спасибо, правильный подход )) Моросил дождь. Поставили тент, развели костер, я просушила свои китайские чудо-валенки. Отварили, потом обжарили молодой картофель. Мы пользуемся плиткой с маленькими сменными газовыми баллонами. Ей уже лет 100, но работает отменно. К картофелю подразумевались грибы, но мы по дороге нашли только переростков червивых. Поэтому просто картофель и овощи.
Дальше – на Кольский. Пересекли Полярный круг (недавно поставили новую стеллу). В Кандалакше остановились в гостинице «Беломорье» - совок, конечно, но вариантов там не много. Раньше была гостиница «Сполохи» с видом на каменистую бурную реку (прямо на берегу стоит). Помню, сидишь на подоконнике, а прямо под тобой река бурлит. Последний раз я там грибы чистила и на нитку нанизывала на стеклянном прикроватном столике )) В общем, «Сполыхи» уже тогда дышали на ладан, а сейчас, похоже, совсем развалились. Гостиница закрылась, здание стоит, предлагается в аренду уже несколько лет, но выглядит плачевно. «Беломорье» - в самом центре города. Единственная гостиница в Кандалакше, которую выдает Booking.com. Через дорогу оказался отличный новый паб в подвале )) Свежее пиво, местный палтус на гриле (300 р. за огромный кусок), пельмени с олениной с бульончиком. На редкость вкусно и не дорого. Отголоски белых ночей – в полночь на улице еще светло.
Утром закупились в местном «Спаре» и рванули в сторону Терского берега. После Кандалакши дорога идет вдоль моря. Открыли окна - запах моря…. Вот оно! Поселок Кашкаранцы, маяк – дальше можно ехать прямо по берегу…
Часовня Безымянного инока Терского. Существует легенда, что местному рыбаку явился во сне мужчина в монашеском одеянии и сказал, что он утонул, и где найти его тело. Рыбак, действительно, нашел в указанном месте тело монаха, которое не подверглось разложению. В ближайших монастырях ни один монах не пропадал. Безымянного инока похоронили на берегу, сверху поставили часовеньку. Напротив нее лучше всего на побережье ловилась рыба. Вскоре рядом в лесу забил родник.
Мыс Корабль, он же Аметистовый берег. Самое интересное место - камень в море недалеко от берега, на нем гнездятся чайки. Когда-то мы застали период, когда они выводят птенцов – вот это жизнь у них на этом камне бурлила: все орут, кто-то кого-то кормит, кто-то норовит упасть, кто-то дерется, носятся туда-сюда… А сейчас спокойно сидят несколько пар, камень почти пустой. Чайки пасутся на песке на берегу.
Встали на возвышении. Ближе к Кашкаранцам. Здесь песчаный берег, аметистов нет, но зато удобный спуск к воде. Аметисты поискали, когда уезжали – специально заехали и поковырялись часик у воды. Что-то нашли. Но лет 10 назад, конечно, было интереснее – можно было найти большие друзы и жеоды (у нас есть парочка трофеев с тех времен). "Аметисты Мыса Корабль" - государственный геологический памятник природы. Раньше здесь добывали аметисты, потом забросили. Но интересующиеся до сих пор приезжают с кирками. Мы же просто поискали у воды маленькие камушки (вполне результативно).
И вот настал один из самых моих счастливых и безмятежных дней в жизни. Утро было тихое и солнечное. Совсем не холодно. Море манит. Спать уже не хотелось, хотелось – в море. Я встала пораньше, и пока мои досыпали, пару часов провела в одиночестве на берегу. Берег крутой, но есть спуск, и у воды этот берег тебя закрывает стеной.
Кажется, я поняла, почему море назвали Белым. Рано утром вода и небо, действительно, белые. Они сливаются, переходят друг в друга, границы между воздухом и водой нет. Как будто размытая акварель в четкой рамке берега. Волшебство какое-то. Сначала я даже не взяла фотоаппарат (только полотенце). Но зависла надолго, просто созерцая.... Сказка. Птицы над водой. Стая взлетает, шумно шелестя крыльями, садится на воду… Тишина… Глянцевая гладь воды в искрах… Так, а это что? Вдалеке над водой появилась темная морда и спина. Тюлень! Плывет в сторону поселка. Ныряет на пару минут, потом выныривает и смотрит на меня, не боится, любопытный. Жаль фотик не взяла! Но не пойду за ним, боюсь потерять ощущение. Минут 10 мы переглядывались, пока ластоногий не превратился в точку на поверхности моря. Надо тоже поплавать. Вода оказалась не ледяной. Прохладная, конечно, но на солнце при отсутствии ветра очень приятно. Умылась. Поплескалась, вышла. Кайф… Вокруг ни души, мои спят, берег закрывает меня от холма и дороги. Купальник не нужен. Из потенциальных зрителей – только тюленьчик, да и тот уплыл. Зашла еще раз и полноценно поплавала. Вода прозрачная, в солнечных бликах, пахнет ламинарией. Непередаваемый восторг!
Посидела еще. Погуляла по берегу в пижаме, полежала в шезлонге из огромного отполированного морем и нагретого солнцем корня дерева. Благодать… Подумала, что сейчас запросто засну тут, а мои будут волноваться, куда я пропала. Усилием воли заставила себя вернуться в лагерь. Они даже из машины не вылезли. Только багажник и все двери распахнули - лежат, нежатся, морским воздухом дышат. Рассказала им про тюленя – обзавидовались ))) К тому времени белый цвет небоморя сменился на более привычный голубой, волшебство исчезло. Но прекрасный день продолжался. Мое восторженно-умиротворенное состояние сменилось просто радостным. Мужчины мои тоже искупались. Мы позавтракали яичницей с кофе. Сын нашел в машине какую-то книжку с заданиями-головоломками. Я сварила суп. Погуляли по берегу, побросали «плюшечки» в воду.
Начался отлив. И нам пришло в голову насобирать мидий на ужин. Босиком, по щиколотку в воде, поохотились на мидий. Они мелкие, липнут к морскому винограду. Как семечки. Собрали достаточно. Вернулись к машине, а там радуга! Перекинулась в холма на море… Добрый знак, не иначе )) Для такого чудесного дня – идеальное продолжение. Радуга держалась не долго. Мидии мы промыли, на сухой сковороде пожарили. Как открываются створки – можно есть. Если не открылась – значит мертвая была, есть нельзя, но таких к счастью не оказалось в нашем улове, все – свежак. Закат на Аметистовом берегу всегда тоже напоминает аметист – розово-фиолетовый, нежный, прозрачный, с переходами цветов… Вечером сидели у костра, огромный корень горел долго и весело. Романтика )) Засыпая, я улыбалась…
На следующий день поискали аметисты и двинулись к конечной точке путешествия – селу Варзуга. Там древнейшие деревянные храмы на русском севере. "Варзуга - колыбель, исток и корень, из которого вырос весь наш Кольский край", - писал игумен Митрофан (Баданин). Первое русское поселение на севере. Это, наверное, единственное село на Кольском, которое стоит не у моря, а в 20 км от него, на устье одноименной реки. Дальше дороги нет. На тот берег можно переправиться на лодке. Погуляли. Встретили трех больших белых псов (вернее они нас встретили и сопроводили). У одного хвост был закручен аж в три оборота. Муж не удержался и раскрутил )) Песику не понравилось, пришлось закрутить обратно.
Дальше мы планировали покататься по пустыне. Да-да, самая северная пустыня находится в Кузомени. Говорят: «Кузоменьские пески не отпускают без тоски». Это техногенная пустыня образовалась вследствие бездумной вырубки леса. Особую иронию придает ситуации то, что «Кузомень» означает «еловый мыс». Сейчас дома заносит песком, дороги малопроезжабельны, кладбище выветривается, и кругом лежат человеческие кости… Вроде, проводят работы по рекультивации, но результат не виден. Стоят деревянные заграждения, высажены маленькие елочки… Кругом дюны… Кстати, дорога оказалась перекопана, пришлось ехать в объезд. Так как другой маршрут знали только мы, к нам прибились еще 4 экипажа (УАЗик и два Паджеро). Все они путешествовали отдельно друг от друга, и всем хотелось в Кузомень. Пришлось взять на себя роль Ивана Сусанина. Получились импровизированные покатушки. Хорошо, что был отлив, и мы смогли спокойненько проехать по берегу, пройдя парочку бродов. Но одной машиной соваться туда было бы стремненько. На берегу отчетливо были видны свежие следы медведя. Недавно мишка прошел по кромке воды…
Пообедали в кафе блюдами из лосятины (решили попробовать все, что они предлагали) и киселем из ягод и к вечеру добрались до стоянки на берегу Белого моря, неподалеку от тони Тетрины. Там у нас хороший знакомый Александр Борисыч Комаров (известный в определенных кругах продолжатель дела поморов) и сын его Дима. Обычно останавливаемся у него в тоне: дом старинный, баня на берегу, ванна с ламинарией (чан, под ним костер), морские звезды на отливе, тушеная беломорская селедка, семга, икра, принципиальное отсутствие электричества и всегда радушный прием. Но в этот раз почему-то не поехали. Хотелось еще один день провести в единении с морем.
Переночевали на берегу. Смотрели на баталии чаек, они подлетали близко, в глаза заглядывали (ночью чайки, конечно, распотрошили наш мешок с мусором – все как всегда). С соседней стоянки несколько раз приходил к нам белый пес. Угощался консервами, давал себя погладить, когда сел гадить у машины, мы поняли, что песик вообще без комплексов )) В этом месте река впадает в море, так он запросто переплывал ее (в такой шубе не холодно, видимо). Что касается больших белых собак, которых подозрительно много на Терском берегу… У Олега Митяева есть песня «Кандалакша». Всю поездку она нас сопровождала. Не могу не вставить сюда текст. Очень атмосферная песня… Соответствует ситуации…
Олег Митяев
Кандалакша
Большой лохматый пес в промозглой Кандалакше,
Такой же белизны, как кольская зима.
По черному песку несется белым флагом,
И тихо в пелене скрывается корма.
Баркас, давно на берег списанный, лежит
Вверх дном, лаская ребрам Ветров просоленные волосы,
И сон про море видит Белое.
"Пора!" - маяк зовет настойчиво,
И в бухте так остаться хочется.
Зачем же, пролетая, птица белая кричит,
Что не вернусь.
Уходит, поворчав, от мокрого причала
Вдыхающий туман попутный сухогруз.
И, не мигая, вслед блестят сырые скалы,
И хочется кричать, что я еще вернусь.
"Вернусь! Вернусь! Вернусь!" - дробятся по Хибинам
Чуть слышные слова сквозь чаек голоса,
И волны их несут, сутулясь, как дельфины,
К фигуркам на песке - твоей, и, рядом, - пса.
Мне вспомнится в пути безлюдном неоднажды
Причалов тишина, оглохшая в шторма,
И ты, и добрый пес в промозглой Кандалакше,
Такой же белизны, как кольская зима.
Это был последний в этой поездке вечер на берегу любимого Белого моря с песнями и танцами чаек. Последняя ночь с открытыми в морской бриз окнами машины. Последнее утро с умыванием в речке (вода в ней, кстати, соленая) и прощанием с Терским берегом. Уезжать было грустно. Моря всегда мало, им не насытишься впрок…
На обратном пути нас ждал приятный запланированный бонус – двухдневная стоянка в Челмужах на Онежском озере. Мы там всегда останавливаемся по дороге домой. Песок, сосны, чистейшая вода. Мелко, правда. И вода холодная. Постояли душевно. Мы с сыном накувыркались в песке, как зверушки, которых выпустили из зоопарка погулять на воле. Муж ругался потом, когда при открывании дверцы машины оттуда просто высыпался песок, горстями можно было собирать с ковриков ))) Но не страшно, пылесос на мойке справился.
В сторону дома поехали через день. Собирались спешно, под сильным дождем. Поехали через Пудожь, Вытегру. Хотели заночевать где-нибудь под Вологдой (был там гостевой дом с котиком Персиком), но что-то не нашли его, проехали, видимо. И решили уже без ночевки рвать когти в Москву. В итоге доехали одним днем (несмотря на вечный ремонт дороги на этом направлении). Были дома к полуночи. Вещи не стали разбирать. До 2 часов ночи обнимали кота, пока он не уснул уже демонстративно. Моя мама его навещала каждый день. Он встретил нас очень ласково, доволен был заметно. На следующий день приходили в себя, неспешно отдыхали, отмечали возвращение привезенным из Кандалакши вкусным «Кольским» пивом, рассматривали трофеи (аметисты, дощечки из моря, вяленую клюкву, ламинарию для ванны, серебристый мох, подарки друзьям в стекле…). Хорошо съездили. Я прям почувствовала, что вернулась более спокойная, чем уезжала. Немного подзарядила свои душевные и психоэмоциональные аккумуляторы. Но уже скучаю по морю. Как оно там зимой будет? Как чаечки на своем камне – не замерзнут? За белого пса спокойна – он настоящий северянин, ему в прямом смысле море по колено. Нам в столице тяжелее придется… Надолго ли хватит душе этой северной благости, пропитавшей ее за время поездки? Будем беречь.
Мхом хотела выложить дно пустого аквариума, типа инсталляции «лес» (слили 280 л перед отъездом – шов немного разошелся, не стали рисковать). Оказалось, что не хватает на всю поверхность. Вроде так много насобирала. Мужу пожаловалась, он невозмутимо ответил: «Значит придется еще съездить. За мхом.» )))