Марк Туллий Цицерон – выдающийся государственный деятель эпохи кризиса Римской республики, самый известный из римских ораторов (практически лицо и символ римского красноречия) и философ. Однако идеализированный образ, созданный последующей традицией, далек от реального Цицерона, описанного его собственным письмам и сочинениям древних биографов. Среди своих современников Цицерон был известен, среди прочего, как отрослов и неимоверно тщеславный человек.
Говоря о политической биографии Цицерона, важно иметь в виду, что он принадлежал к так называемым homines novi, то есть новым людям. Этим термином обозначались незнатные люди, достигавшие, однако, высот политической карьеры и входившие таким образом в римскую элиту. Собственно, Цицерон начал свою общественную жизнь, как и было положено римлянину, с военной службы, а в 75 году до н.э. занял должность квестора – низшую в порядке должностей, которые занимал римский гражданин в процессе своей политической карьеры. В 63 году до н.э. он достиг ее высот, а именно занял должность консула. Ежегодно в Риме избиралось два консула, которые обладали высшей гражданской и военной властью в государстве.
63 год до н.э. особенно выделяется на фоне всего I века до н.э. тем, что в этом году имел место быть заговор Катилины. Политический кризис политической модели Римской республики входил в заключительную свою стадию, в связи с чем все чаще происходили узурпации (или попытки таковой) власти. В рамках этих явлений произошло и выступление представителя знатного рода Луция Сергия Катилины, который погряз в долгах и надеялся, среди прочего, путем захвата власти поправить свое положение. Заговор был раскрыт при деятельнейшем участии Цицерона, который заклеймил Катилину в своих пламенных выступлениях.
Это событие политической карьеры Цицерона существенно повлияло на его восприятие своей фигуры. В поздних своих произведениях он неоднократно подчеркивал свое участие в спасении государственного строя Римской республики. Более того, свое консульство он вознамерился описать в двух прозаических сочинениях (на латинском и на языке культурного и научного общения того времени - греческом), а также в поэме. Своих знакомых, занятых историческими изысканиями, он также просил написать о себе. В частности, в одном из писем к историку Луцию Лукцею он говорит, что при личной встрече его всегда удерживал стыд просить описать свои свершения, однако в письме он на это все же решится, так как epistula non erubescit (письмо не краснеет).
Сочинения Лукцея до нас не дошли, а означенные произведения Цицерона сохранились лишь во фрагментах. Впрочем, реконструировать содержание поэмы все же представляется до некоторой степени возможным, чем и занимаются современные исследователи.