Как утверждает певец, «Oпера Live» — это не просто фестиваль, а творческая лаборатория для молодых успешных оперных артистов, чей международный опыт помогает этому жанру выйти на другой уровень, наполняет его неиссякаемой энергией и новым содержанием.
Фестиваль этого года подарил меломанам восемь разноплановых концертов, прошедших в «Новой опере», Доме музыки, консерватории и на обеих филармонических сценах. Их репертуарный и жанровый охват самый широкий — от Георга Фридриха Телемана до Муслима Магомаева, от строгой культовой музыки до комических зингшпилей и эстрады разных эпох. Афиша оказалась насыщенной по содержанию и богатой по количеству приглашенных участников. Правда, собственно опере на этот раз было уделено не так много внимания.
Однако финальный аккорд фестиваля оказался все же оперным — прозвучала редкое на наших широтах произведение Джузеппе Верди «Аттила». Впервые в России опера была исполнена всего через три года после мировой премьеры в Италии (в 1849-м в Одессе), однако не только не стала здесь репертуарной, но, в общем-то, более полутора столетий оставалась по сути неизвестной, и лишь в 2010-м к ней обратился Мариинский театр. Героический задор и повышенная патетичность роднит «Аттилу» с другой, более известной оперой «маэстро итальянской революции» — с «Набукко»: в обеих действие разворачивается в седой древности, а исторической достоверностью ни в одной из них и не пахнет, хотя формально среди героев фигурируют реально жившие люди. Однако, в «Набукко» все же оттеняющей героизм проникновенной лирики будет побольше, в то время как «Аттила» — опера интонационно достаточно однообразная, вся состоящая из эмоционально взвинченных арий, ансамблей и хоров, которым аккомпанирует постоянно громыхающий оркестр.
Сделать из этого опуса интересную музыку — задача, под силу лишь гениальному маэстро, который был бы способен в этой выспренней пафосности разглядеть еще и иные краски и нюансы. Главный дирижер Приморской сцены Мариинки Павел Смелков, экстренно заменивший первоначально планировавшегося итальянского маэстро Джоакомо Сагрипанти, так глубоко копать не стал. В его интерпретации «Аттила» предстал мастеровито сколоченной, но однокрасочно громкой оперой, в которой певцы буквально захлебывались от экспрессии, ошарашивая Концертный зал Чайковского грозными децибелами. Впрочем, примерно в таком же ключе «Аттила» звучал и четыре года назад на Пасхальном фестивале у Валерия Гергиева — красиво, ладно, но перманентно брутально.
ГАСО имени Е. Ф. Светланова и «Мастера хорового пения» качественно воплотили в звуках партитуру Верди, но назвать это исполнение интересным было бы большим преувеличением.
По трудности и напряженности сольных вокальных партий «Аттилу» вполне можно назвать настоящим певческим состязанием сродни олимпиаде. Широкий диапазон и частые экстремальные скачки, виртуозность в пассажах, мощное оркестровое сопровождение требуют от певцов немалого мастерства и элементарной выносливости. И одновременно провоцируют на силовую манеру подачи материала — с чем русские исполнители, как правило, охотно соглашаются, выдавая по максимуму то, чем их наградила природа-матушка. Получается соревнование громкостей, в котором на сей раз все четыре протагониста счастливо держали паритет. Однако если исполнители мужских партий — бас Дмитрий Ульянов (Аттила), тенор Сергей Скороходов (Форесто) и хозяин фестиваля Василий Ладюк (Эцио) — кроме звучности наполняли свои партии-роли еще и интонационным богатством и подлинной выразительностью, то сопрано Светлане Касьян (Одабелла) на героическую партию, предполагающую наличие голоса не только стенобитного, но и тембрально богатого, ресурсов явно не хватало. Впрочем, ситуация, когда более легкие голоса берутся за тяжелый драматический репертуар, в наши дни не редкость, и стоит поблагодарить певицу, которая вполне справилась с задачей, явно превосходящей ее возможности.
12 января 2018 г., "Культура"