Коль скоро была масса неоднозначного комментирования по первой части, то дополню.
Интернет пестрит самым радужным контентом, в основном от установщиков ГБО и "фанбоев", уверовавших в чудесную силу газа, поэтому пусть будет альтернативное мнение от того, кто прошел этот скорбный путь и готов обрисовать то, что реально поджидает на газовой тропе с детальным разбором основных тезисов из прошлой статьи. А дальше пусть каждый сам делает выводы.
1. Что бы там не говорили газовщики, газа будет расходоваться больше, причем часто реальный грядущий расход предсказать очень сложно, как и поведение машины с ним
Во-первых, и это как бы не подлежит дискуссии, а берется из учебников, теплотворная способность газа ниже чем у бензина. Это те самые 10%, о которых "честно предупреждают". Чтобы получить ту же работу нужно сжечь больший объем пропан-бутана чем бензина в приведенных объемах.
Но есть и Во-вторых! Мотор вашей машины спроектирован под бензин, и даже бензин конкретной марки. Лучшие инженерные умы трудятся над святая святых - системой впуска. Данные по ней у любого производителя тайна за семью печатями и страшное ноу-хау, миллисекунды открытия форсунок, доли градуса и миллиметры камеры сгорания, страшные колдунства с открытием клапанов....все для оптимизации горения и снижения расхода!
И тут мы на всю эту красоту ставим некий плод творения китайско-болгарско-польских программистов, который в теории "ворует" штатный сигнал от бензиновых форсунок,врезаем сверлом газовые форсунки в коллектор, предварительно точно замерив рулеткой но вообще куда можем дотянуться, и.... Ну вы поняли.
Даже если оно будет работать, то КПД всей этой машинерии: "неродное" топливо, кустарная система его подачи никогда ни при каких обстоятельствах не будет даже близко таким же, как задумывали создатели мотора (если у вас не крабюраторные жигули, конечно).
Поэтому смело прибавляйте еще процентов 10-15% расхода к грядущим вкусным временам экономии. Причем чем у вас новее и современнее авто, тем эта разница будет больше.
Ха-ха, возразит кое-кто! У меня газ расходуется как бензин! И тут либо он лукавит, либо система впрыска его машины настолько забита-изношена (=поломана), что бензиновый расход уже давно "не паспортный". А значит, по-хорошему, надо не ставить газ, а чинить мотор!
2. Газ это газ, со всеми его положительными и отрицательными свойствами, газ сложнее перевозить и хранить, чем любую, даже саму опасную жидкость, а вы становитесь его и перевозчиком, и хранителем!
Газовый баллон, система трубок -все это сложное и опасное хозяйство, к тому же кустарно установленное. Мы верим в "прямые руки" мастеров но помним, что никто "не считал" безопасность этой системы и все это игра вероятностей: что хомуты будут держать, трубки не перетрутся, клапан в баллоне в случае непредвиденного не станет "травить"...ваша гарантия - честные глаза установщика и добросовестность неизвестного изготовителя деталей и компонентов!
Помимо этого, газ чуть-чуть просачивается всегда. Даже в формально герметичной системе. Достаточно постоять даже исправной "газовой" машине в закрытом боксе без вентиляции, как легкие газовый "душок" можно уловить невооруженным носом.
Например в Италии, где Пропан достаточно популярное топливо, на большинстве подземных паркингов висит табличка - газовым машинам въезд запрещен! Люди набожные, понимают, что береженого бог бережет.
3. Самое "вкусное". Клапана на газе "горят" всегда, просто горят они по-разному на разных машинах!
С общей физикой все понятно - газ горит существенно медленнее, чем бензин. Поэтому выпускные клапана уже идут вниз, а форс пламени еще не спал. Как мясо на шампуре над мангалом- если пламя выскочит мясо не зажарится, а сгорит. Клапана конечно не кусок свинины, и "гореть" будут долго, вопрос насколько долго.
Это зависит от каждой конкретной машины, от настройки ее системы газораспределения и камеры сгорания, от того, насколько рано или поздно по замыслу производителя должны открываться клапана, ну и от того, из чего эти клапан сделаны, из какого сплава, как устроена тарелка клапана.
Ха! скажут газовщики! давайте мы установим угол опережения зажигания пораньше (раньше начнем, раньше закончим, раньше запалим раньше потухнет)! и все будет ОК!
Все ОК не будет! чтобы сделать угол опережения "под газ" нужно перепроектировать целиком мотор, сдвигать фазы открытия клапанов относительно друг друга и хода поршня, а "подпалить" чуть раньше (это правда можно)= снизить мощность и увеличить нагрузку на цилиндро-поршневую группу, а проблему клапанов не решить.
Поэтому обычный совет, которым провожают всех юных газоводов установщики "Регулируйте периодически клапана, и будет вам счастье. К тому же это процедура и так обязательная!"
Тут много лукавства: сама по себе "регулировка" клапанов это как раз и есть компенсация их (клапанов) износа. Износ в нормальных режимах работы двигателя на нормальном родном топливе это прежде всего трение от соударения тарелки клапан об постель и трения всех прочих деталей механизма подъема клапана друг об друга. Это очень малые величины. Поэтому клапана регулируются на исправном двигателе на очень больших пробегах, раз в сотню а то и несколько сотен тысяч пробега. А вот на газе это то самое "подгорание", которое требует частой регулировки,иначе уменьшившийся в размере клапан перестанет "держать", прижиматься к постели, а потом процесс его разрушения пойдет лавинообразно.
Хорошо, если в машине стоят гидрокомпенсаторы - они сами "выберут" этот зазор. Но они сейчас редкость, а процедура регулировки клапанов на любом двигателе с толкателями выглядит крайне любопытно: разбираем мотор, снимаем головку, замеряем зазоры, замеряем шайбы толкателей.... собираем мотор (либо оставляем машину на недельку-другую), заказываем толкатели и далее все снова...стоимость этой процедуры "навскидку" тысяч 10-15, а то и более, а повторять ее придется регулярно, максимум через 50 000 км, а скорее всего чаще.
Как сейчас не знаю, а раньше установщики даже "впаривали" специальную жижу, которая должна была "спасать" клапана - этакая капельница с непойми чем внутри и непонятной физикой действия.
"Конечно, клапана на газе совсем не горят, но с нашей жижей они будут негореть еще сильнее!"
Итак, обобщаем:
1 .Газ это не секретное комбо и не великая истина, которую от нас скрывают (коварные производители бензина, олигархи, Путин и мировая закулиса).
"Газ в авто" это это крайне "нишевый" продукт экономии, "работающий" в узком диапазоне исходных данных и имеющий массу побочных эффектов - от мелких неудобств до существенных рисков (именно по этмоу он так и не завоевал мир).
2. Если вы собираетесь ставить газ, меньше слушайте установщиков. Они на этом зарабатывают деньги и как любые продавцы всегда расскажут о многочисленных плюсах (которые безусловно есть), элегантно обойдя не менее многочисленные минусы.
3.Также нужно избегать восторженного экспертного мнения тех, у кого газ стоит и им очень нравится. Свойство человеческой психологии отстаивать свой выбор: если кто-то заплатил много-много денег за мутную штуковину, он даже себе редко признается, что сделал это зря, а тем более кому-то еще. Он будет искать всегда плюсы своего выбора и доказывать всем окружающим, что он не ошибся. Слушайте тех, кому газ не понравился и спросите их почему.
P.S. Написано на личном опыте езды на газе на 2х машинах в сумме около 120 000 км и опыта тех, товарищей, кто перешел на газ а потом как и я его снял.