Вагон «2019», он же двухвагонный сцеп, он же «купейный вагон нового поколения», о котором было столько разговоров, наконец-то презентован. В нет титана и рундуков, зато есть душ, холодильник и сейфы. Но, главное, реализован принцип: на два вагона один проводник, то есть половина вагонов остаются без проводников.
Зачем нужны новые вагоны
РЖД в последние годы активно обновляет парк вагонов. Больше внимания уделялось плацкартам. Сегодня в многих поездах дальнего следования можно встретить такую картину: группа плацкартных вагонов обновленная – по меньшей мере, с кондиционером и биотуалетами, а купе – старые.
В 2017 году из 19,3 тысяч вагонов ФПК более 10,3 тыс. было больше 20 лет, а средний возраст купейных вагонов составлял 18,9 лет. ФПК декларировала цель до конца 2020 года из парка пассажирских вагонов исключить более 5 тысяч, так говорилось в годовом отчете перевозчика за 2017 год.
На замену старым купе придут в том числе те самые вагоны-«2019», которые и были показаны в Москве 23 апреля. В 2019 году будет произведено 48 таких вагонов, в 2020 – 442, в 2021 – 471, в 2022 – 448, в 2023 – 339, в 2024 – 337, в 2025 – 212, следует из решения совета директоров ФПК за февраль 2019 года.
Главное отличие нового вагона
Новый двухвагонный сцеп был презентован на столичном Рижском вокзале. На небольшой пресс-конференции руководители ФПК, Тверского вагоностроительного завода и Трансмашхолдинга перечислили какие угодно инновации, но о главном нововведении не сказали. Потому что главное – не самое приятное.
Итак, в вагоне реализовано то, чего не было никогда раньше. Теперь на два вагона будет всего один проводник. Его купе находится в одном из двух вагонов сцепа, в другом вагоне проводника, соответственно, нет. На одного проводника по новым нормам приходится 72 пассажира при условии полной загрузки, а не 36, как раньше в купе, и даже не 54, как в плацкарте. Думаю, теперь требование сдать белье будет повсеместным, ходить за чаем придется самим, а посадка или высадка 72 человек в одну дверь будет тем еще представлением.
Понятно, почему принято такое решение. ФПК хочет экономить на проводниках, вот и пошла на такую оптимизацию. Через год, в 2020-м, нас, похоже, ждет еще и двухэтажный сцеп. Там на одного проводника будет больше 120 пассажиров.
Об этом руководство ФПК, ТВЗ и Трасмашхолдинга на пресс-конференции не говорило. Они рассказывали, что теперь в вагонах есть души, холодильники и сейфы. Именно это и подхватило большинство федеральных СМИ, о сокращении проводников не упомянув ни словом.
Как выглядит вагон снаружи
Снаружи новые вагоны можно узнать по отсутствию тамбуров и, соответственно, дверей для высадки-посадки с противоположной от сцепа стороны. Ну и сам сцеп, который похож на «гармошку».
На презентации были открыты двери в оба вагона. В условиях эксплуатации дверь будет открываться в том вагоне, где едет проводник. Это та, что серая. Но номера у вагонов в рамках одного сцепа будут разные.
Общие зоны
Оба вагона друг от друга отличаются лишь общими зонами, которые находятся возле тамбуров. В одном вагоне сразу при входе находится служебное купе проводника, рядом – купе для отдыха проводников. В них есть шкафчики, раковина, небольшой холодильник и микроволновка. Напротив купе проводников – шкаф, где представлена продукция, которую можно купить.
Титана нет. Вместо него установлен пурифайер. Это автомат, который берет воду из общей системы вагона и фильтрует ее. Сделан он очень просто – два крана, как у обычного кулера. Горячая вода будет выдаваться не кипяченой, а нагретой до 96 градусов.
На пресс-конференции я задал вопрос директору ФПК Петру Иванову о причинах такого решения. Он объяснил, что конструкторам была поставлена задача выдавать пассажирам не только горячую, но и холодную воду. И, да, Иванов и разработчики вагона уверены, что, если воду, которой вагон заправляется на станциях, не кипятить, а только фильтровать, она все равно будет безопасной. Поверим им?
Но вернемся в вагон. Интересное нововведение. Появились двойные шторки. Если раньше можно было только «занавесить» окно целиком, то теперь появилась дополнительная солнцезащитная шторка, которая немного затемняет окно.
При этом на самих окнах оставили форточки, которые можно открыть при поломке вентиляции и кондиционеров. Они расположены во всех купе, кроме второго и восьмого, где находятся аварийные выходы (раньше аварийные выходы были в третьем и шестом купе). Кроме того, в коридоре вагона появились экраны, на которые будет транслироваться информация о расписании, маршруте и т.д. (такие мы уже видели в плацкарте, модернизированном «Вагонреммашем»).
Оба туалета расположены в противоположном от сцепа конце вагона, один из них дополнительно оборудован душем. В самих туалетах установлены умывальники, которые реагируют на движение рук, сушилки для рук и пеленальные столики.
С душем пока непонятно, что будет. Напомню, что это не новинка. Души есть в вагонах риц, построенных ТВЗ совместно с Siemens. Однако работают они странно. Например, в фирменных поездах ими можно воспользоваться за отдельную плату. Тогда вам дадут тапочки и полотенце. А в нефирменных нельзя вообще. Представитель «Трансмашхолдинга» рассказала мне, что ФПК планирует сделать услугу пользования душем платной во всех поездах, стоимость услуги будет составлять около 150 рублей. Будут ли входить в эту цену банные принадлежности – неясно. Неясно и то, что будет с туалетом, который совмещен с душевой. Им разрешат пользоваться только тем, кто моется? Тогда для пользования пассажирами останется лишь один туалет. Да, чтобы воды хватало на всех, производитель существенно увеличил емкость баков.
Переход между вагонами сделан очень просто – двери открываются нажатием на кнопку. Во втором вагоне вместо купе проводника находится ниша с вендинговым автоматом, где можно купить всякие снеки (шоколадки, печенье и т.д.) и напитки (чай, кофе и пр.). Напитки, правда, продаются в маленьких пластиковых стаканчиках, да и чай там ненатуральный. Будет ли проводник по-прежнему продавать чайную продукцию – в условиях, когда ему нужно обслужить 72 пассажиров – неясно.
Еще во втором вагоне есть отдельное довольно крупное купе, в котором расположена раковина, микроволновка и большой холодильник с морозилкой. Я не смог ни от кого добиться конкретного ответа о назначении этой комнаты. Как предположил в разговоре со мной представитель ФПК, скорее всего, эта комната будет закрываться на ключ, а ключ будет находиться у проводника (который, напомню, едет в другом вагоне) и выдаваться по просьбам пассажиров. Так и представляю себе картинку, как 72 человека по очереди просят у проводника ключ, чтобы разогреть курицу.
Изменения в купе
В купе несколько изменился интерьер – отделка стен купе стала как бы «под дерево». Сами полки выполнены как трансформеры – производитель давно использует эту технологию. Когда сидишь на полке, она представляет собой диван. Чтобы превратить его в кровать, необходимо опустить спинку, в которую убрана постель. У этого способа организации спального места есть один существенный минус – из-за достаточно широкой спинки дивана для сиденья остается не очень много места и сидеть на таких диванах не очень удобно.
Под столиком есть розетки на 220В, у верхних пассажиров – USB-зарядки. Внизу в нишах для вещей установлены сейфы, причем сейф для верхнего пассажира размещен внизу. На мой взгляд, таким образом он «съедает» немало пространства, которое раньше можно было использовать под личные вещи.
В купе есть телевизор. Возле индивидуальных светильников – выходы для наушников и кнопки переключения аудиоканалов.
Важное нововведение – появился датчик регулировки температуры воздуха в купе. Теперь пассажир может изменять ее в пределах плюс-минус два градуса от заданной проводником. К сожалению, вагоностроители не переняли опыт, использованный в вагонах риц. Там проводник никак не может влиять на температуру и вся регулировка полностью отдана на откуп пассажирам. При этом она сделана таким образом, что даже если выставить максимум или минимум, то температура все равно останется комфортной. Мы знаем, что проводник часто регулирует температуру весьма хаотично, поэтому я не был бы уверен в комфортном климате в данном случае.
К сожалению, не перекочевала в новые сцепы и еще одна разработка, успешно примененная в вагонах риц и двухэтажках – вывод воздуховода к изголовьям пассажиров. Вентиляция и кондиционер здесь, как и раньше, будут дуть исключительно с потолка, из-за чего температура и количество кислорода у верхних и нижних пассажиров будут отличаться.
Еще одна вещь, которая претерпела изменения – это столик. У него появились боковые «крылья», которые теперь можно сложить, чтобы столик не мешал спать. Интересно, что, когда я брал интервью у дизайнеров нового плацкарта, они объясняли, что отказались от такой идеи из-за того, что люди часто залезают наверх, вставая на столик, а использование частей стола на петлях небезопасно. Надеюсь, в данном случае все было просчитано.
Снаружи купе можно закрыть с помощью электронной карты. Я удивляюсь, почему эта система, которая показала себя совершенно нежизнеспособной, до сих пор используется. Дело в том, что идея раздать каждому пассажиру по карточке, чтобы тот имел доступ в купе, терпит крах из-за того, что пассажиры эту карточку воруют на сувениры. Сколько ни езжу – лишь в фирменном поезде «Экспресс» мне реально дали карту и объяснили, как ей пользоваться, а перед прибытием забрали.
Вагон-2019: хвалить или ругать
У меня двухвагонный сцеп вызвал двоякие чувства. С одной стороны, я расстроен от одной мысли о том, что на плечи одного проводника ляжет обслуживание сразу двух вагонов. Чай из некипяченой воды или, еще хуже, вендингового автомата. Второй туалет, который закрыт из-за того, что там платный душ. Непонятки с холодильником и возможные конфликты из-за телевизора. Посадка и высадка 72 человек через одну дверь. Свистопляска с климатом. И еще – по сравнению с модернизированным плацкартом вагоны ТВЗ по дизайну сильно проигрывают. Все это – существенные, на мой взгляд, минусы.
Но есть и плюсы. Наконец-то у нас в России массово выйдут купейные вагоны с розетками у каждого места, регулируемым климатом и душевыми кабинами.
Здесь можно посмотреть мой разбор нового вагона и небольшую видеоэкскурсию по нему.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «1520. Все о ж/д». Анонсы публикаций в соцсетях: Одноклассники, Вконтакте, Фейсбук и Телеграм.