Найти в Дзене
КмиК | Кино и Книги

Динозавры на грани вымирания или в чем проблема фильма "Мир Юрского периода 2"?

Оглавление

"Мир Юрского периода 2" - пятая часть культовой серии фильмов про динозавров. Собственно культовый статус задал оригинальный "Парк Юрского периода" Стивена Спилберга. Вторая часть больше накренилась в сторону экшна, чем в развитие истории. Третья была неплохим фильмом, но после её выхода в 2001 стало отчётливо ясно, что серии некуда развиваться и необходима пауза.

Перезапуск 2015 года сменил "Парк" на "Мир" в названии и показал, как современные технологии позволяют красочно подать историю о взбунтовавшихся динозаврах и глупых людишках. Вот только вопрос, куда идти сюжету встал ещё острее. Повторять одно и то же в пятый раз было уже невозможно.

И, надо сказать, что "Мир Юрского периода 2" действительно даёт неожиданный виток. Некоторые фанаты называют его лучшей частью серии после оригинала. Однако, рейтинги говорят о том, что большей части аудитории фильм не зашёл. Вот, к примеру, эволюция (деградация?) оценок от 1 к 5 части на Кинопоиске.

-2

Несогласие фанатов - не единственный конфликт, связанный с картиной. Она прямо-таки состоит из противоречий, которые, подобно крыловским Лебеди, Раку и Щуке, раздирают цельный фильм на рваные кусочки. Основных конфликтов здесь три. Давайте подробнее разберём каждый из них.

Режиссура - Сценарий

"Мир Юрского периода" был чистым продюсерским проектом ради получения прибыли. Добавив минимум новшеств, фильм шёл по проложенным ранее рельсам. В таких проектах личность режиссёра почти ничего не значит. Главное - не запоротить картинку и дать более-менее приемлемый экшн, с чем Колин Треворроу справился неплохо.

Тем удивительней, что в режиссёрское кресло второй части пригласили человека совсем другого стиля. Хуан Антонио Байона - испанский режиссёр. К тому моменту уже успел запомниться двумя крупными проектами "Невозможное" (фильм о последствиях цунами 2004 года) и "Голос монстра" (несколько прямолинейная, но очень красивая сказка для всей семьи). Он умеет работать с камерными сценами, саспенсом и очеловечиванием персонажей. А ещё у него есть авторский почерк, он визионер и, в этом смысле, приемник Гильермо дель Торо.

Что привнёс Байона? Например, камера стала передавать эмоции и рассказывать историю. Для иллюстрации возьмём отношения главных героев, дрессировщика Оуэн и бывшей управляющей парка Клэр. В сцене в баре они встречаются после расставания, мило болтают, но потом между ними происходит разговор, который показывает, что их жизненные позиции слишком далеки, чтобы им снова быть парой. Как это показывает режиссёр?

-3

Через плавное отдаление камеры. Дистанция между персонажами как бы увеличивается. Это классическое, простое, но очень красивое решение добавляет глубины восприятия момента.

Кстати, приём зациклен, ведь в одной из финальных сцен камера совершает обратный наезд, символизируя восстановленную близость персонажей.

Также стоит отметить работы со светом и тенью для демонстрации эмоциональных сцен с динозаврами. Оригинальный визуальный ряд говорит за них.

-4

Добавим ко всему этому умело поставленные ситуации, при которых каждый главный герой смотрится не просто как герой, но именно как человек, ищущий способы разрешения трудностей.

Конфликт же заключается в том, что такая режиссура совершенно не подходит очень плохо прописанному сценарию. Абсолютно плоские персонажи (к ним мы ещё вернёмся) в глобальном смысле действуют очень нелогично и бездумно. Большая гора вопросов после просмотра относительно логики всей вселенной "Мира" будет лишь расти с каждой попыткой ответить хотя бы на один из них.

Например, часть динозавров контрабандой вывозят на торги туда, где таким торгам явно не будут рады. Зачем это делать? Зачем привлекать к себе внимание?

Или, по сюжету, около 50 динозавров сбегают на волю. И нам заявляют, что это повлечёт за собой великие изменения. Да те же контрабандисты или постоянная армия в случае угрозы уничтожат их как нечего делать. К тому же, зачем волноваться об их численности, если их можно так легко воссоздать? И как люди собираются поддерживать их популяцию, ведь многие сбежавшие динозавры существуют в единичном экземпляре. Ох...

В общем, на фильм приятно смотреть и приятно осознавать, что местами его пытались сделать оригинальным, но общая линия повествования имеет такие дыры и несостыковки... Становится больно.

Динозавры - Тесные локации

Почти все динозавры - крупные создания, которые умело используют свою массу и особенности строения тела в естественных условиях. Они или защищают свою территорию, или охотятся на жертву.

В "Мире Юрского периода 2" есть одна массовая сцена, в которой огромное количество динозавров одновременно в естественной среде представляют угрозу для человека. Эта сцена побега от огненной лавы. То есть в этот момент им не особо до людей. Убежать бы, поджав хвост, от смертельной опасности. В остальной части фильма предки современных ящеров оказываются в очень тесных локациях. И если сцена с попыткой взять кровь у тираннозавра в клетке смотрится ещё хорошо, то вот кошки-мышки персонажей с хищником в маленькой комнате, заливаемой лавой - скорее комично.

-5

Страшный монстр в большом доме викторианской или иной другой исторической эпохи. Это описание больше подходит Дракуле, Франкенштейну, но не генетически модифицированному сверхумному динозавру. Да, он представляет угрозу, но не потому что он умный или обладает особыми талантами. Его боишься, потому что он большой. С таким же успехом вместо динозавров можно было вставить слонов, медведей, арахнидов, госдолг США.

В такие моменты, фильм больше всего напоминал видеоигру 1999 - DinoCrisis. В первой части там тоже в небольших замкнутых пространствах приходилось отбиваться от немногочисленных, но живучих доисторических хищников. Вот только уже ко второй части игра сместила акцент с камерных перестрелок в узких коридорах на динамичный боевик на острове. Здесь и динозавры чувствовали себя как дома, и мог встретится с разными видами динозавров.

Обложки основных частей серии игр Dinocrisis
Обложки основных частей серии игр Dinocrisis

Возможно, при более проработанном сценарии идея динозавров в замкнутых пространствах имеет место быть, но, как мы выяснили, сценарий - не сильная сторона картины.

Глубокие мысли - плоские герои

Это удивительно! Это поразительно! Это безнадёжно претенциозно! Но с очень поверхностным уровнем проработки сюжета, фильм искренне старается ступить на минное поле философии.

Философия может работать, если герои фильма вели себя адекватно и логика их поведения поддаётся объяснению. Но...

Если трёхлапая обезьяна, бегущая с автоматом наперевес за мышками-сиротами по марсианской пустыне, в конце остановится и начнёт рассказывать о пользе вегетарианства, вы вряд ли поверите. А есть ли у нас в фильме трёхлапая обезьяны? Полно.

Начнём с главных героев, чьи отношения от стадии "Мы не можем быть вместе в мирное время, мы слишком разные" после очередного выплеска адреналина переходят к стадии возможности и необходимости второй попытки. Но что-то мне подсказывает...

Или раздражающий чернокожий айтишник, который половину фильма выполняет мелкие поручения, боится всего и кричит аки барышня. А во второй занимается примерно тем же, но уже не кричит. Это здесь называется эволюцией персонажа.

Или блеклый главный злодей, который ради наживы придумывает очень плохой план по продаже динозавров, хотя в нехватке денег он явно не был замечен. Зачем ему всё это? Зачем он строит план, а потом отказывается от него посередине? Ответ прост.

Потому что
Потому что

И вот вроде бы нам пытаются донести мысль о том, что всё живое имеет право на существование, что природа всегда найдёт способ восстановить баланс, жизнь прекрасна в своём многообразии и мы ответственны за тех, кого приручили. Но во вселенной, где все люди либо почти всегда глупы, либо почти всегда алчны и коварны, слова эти не имеют под собой основы.

Итог

Во время просмотра мне искренне хотелось любить фильм за некоторые смелые ходы в ходе развития глобальной истории, за неплохой экшн, за постановку отдельных сцен. Но на каждую попытку сделать мне хорошо "Мир" находил способ причинить боль. И ладно, похожие претензии можно было отнести и к предыдущей части. Разница лишь в том, что "Мир Юрского периода" ни на что не претендовал. Он знал, что он просто хочет развлечь и, очень топорно, но делал это. "Мир Юрского периода 2" старается быть взрослее. Однако, закупившись большим экскаватором, он отправляется на детскую площадку. Кажется, что это занятие не нравится ни ему, ни детям, смотрящим со стороны, ни серьёзным дядям на стройке, у которых горят сроки. Об этом же говорит и единодушие критиков и зрителей на различных порталах.

-8

Увы, но надежда на исправление ситуации в третьей части, выход которой ожидается в 2021, находится при смерти.

-9