В 1979 году руководство СССР решило, что Апрельская революция в Афганистане пошла не по тому пути. В стране резко обострилась внутрипартийная борьба между двумя фракциями, начались выступления исламской оппозиции. В сентябре был задушен подушками первый президент Афганистана Мухаммад Тараки. К власти пришел министр обороны и иностранных дел амбициозный Хафизулла Амин.
При нем начались репрессии против сторонников Тараки, которых было много среди офицерского состава афганской армии. В результате её морально-боевой дух, и так не высокий, резко снизился. Массовое дезертирство и мятежи в армейской среде стали обычным явлением. По линии внешней разведки стало известно о связях Амина с ЦРУ.
Советское руководство решило сменить власть в Афганистане и поставить у власти в этой стране другого лидера. Выбор пал на Бабарака Кармаля, который в те годы был послом Афганистана в Чехословакии. Осталось устранить Хафизуллу Амина. Для этого была подготовлен план операции «Шторм-333» . Когда в ноябре Амин потребовал заменить советского посла, который его не устраивал, план вступил в действие.
Подготовка к операции
Задача была чрезвычайно сложная. Предстояло взять штурмом дворец Тадж-Бек, где находилась резиденция Амина. Он был построен на холме, поросшем густым кустарником и деревьями. Все подступы к нему были заминированы. К дворцу вела единственная круглосуточно охраняемая дорога. Подходы к ней были пристреляны пулеметами и орудиями.
Бригада для охраны дворца из трех батальонов насчитывала более двух тысяч военнослужащих. Рядом располагался строительный и зенитный полки. Это еще 1,5 тысяч человек. В Кабуле были расквартированы танковая бригада и две пехотных дивизии.
Охрану самого Амина несла особая группа, состоящая из его родственников и доверенных лиц. Её сотрудников расставляли по семи постам. Смену караулов производили через каждые два часа.
Подготовил план операции «Шторм-333» полковник ГРУ Василий Колесник. Ему же поручили его выполнять. Надо отметить, что главные советники МО и КГБ в Афганистане не поставили свои подписи на плане, а согласились с ним устно. Видно хотели избежать ответственности в случае неудачи. Замом у Колесника был зам начальника ПГУ КГБ генерал Юрий Дроздов.
Выполнение операции было поручено спецназу КГБ и ГРУ по 30 бойцов в каждой боевой группе, специально сформированному «мусульманскому батальону», численностью 520 бойцов, роте ВДВ в составе 90 человек и противотанковому взводу.
Мусульманский батальон укомплектовали военнослужащими из Узбекистана, Таджикистана и Туркмении. У них практически не было языкового барьера для общения с местным населением. Пока его личный состав усиленно готовили на полигоне к операции, каждому пошили форму афганской армии.
В начале декабря 1979 года мусульманский батальон был переброшен военно-транспортными самолетами из Ташкента на авиабазу Баграм в четырех десятков километров от Кабула. Еще раньше для проведения разведки сюда прибыли спецназовцы ГРУ и КГБ.
Дело в том, что Амин, не доверяя своей армии, попросил у Советского Союза военнослужащих для своей охраны. Они должны были создать вторую линию обороны его дворца. Так «Троянский конь» был благополучно доставлен прямо к его стенам.
Начало операции «Шторм-333»
Штурм дворца Амина начался с приходом сумерек 27 декабря 1979 года. Действовали несколькими боевыми группами. Предварительно на афганскую униформу все надели белые нарукавные повязки. В качестве пароля для опознания был принят окрик «Яша». Ответом на него должно быть имя «Миша».
Основной удар оборонявших резиденцию Амина пришелся на мусульманский батальон. Его задача заключалась в том, чтобы группы спецназа прорвались к дворцу и проникли в него. Затем подходы надо было оборонять от трех мотопехотных и одного танкового батальонов афганской армии, охранявших дворец по внешнему периметру.
Только небольшой группе спецназовцев удалось прорваться внутрь дворца. Этого было недостаточно, поскольку телохранителей Амина было в несколько раз больше. Они отчаянно отстреливалась. Вскоре подошло подкрепление. По мере продвижения по лестнице на второй этаж взрывы гранат и автоматная стрельба усиливались. Наших спасало то, что личная охрана была вооружена немецкими пистолетами-пулеметами МП5, которые не пробивали советских бронежилетов.
Чем закончился штурм
Спецназовцы действовали яростно и боеприпасов не жалели. Без разбору стреляли очередями и бросали гранаты, расчищая себе путь наверх. Только потом афганцы, сначала принявшие атакующих за своих мятежников, услышав русскую речь и отборный мат, начали сдаваться. Многие из них обучались в Рязанском десантном училище и были хорошо знакомы с подобной лексикой. Хафизулла Амин был убит автоматной очередью или осколками гранаты. Его тело обнаружили у барной стойки на втором этаже.
Операция «Шторм-333» заняла не более 40 минут. В её ходе было убито более 300 афганских военнослужащих и около 1700 было взято в плен. С нашей стороны погибли 11 человек и 38 были ранены. К сожалению, в горячке боя был убит спрятавшийся в шкафу советский врач, которого вызвали из госпиталя к заболевшему Амину.
Что произошло после боя
В ту же ночь радиостанция в Кабуле передала заранее записанное на пленку обращение Бабрака Кармаля к афганскому народу. В нем прозвучало сообщение о казни Амина. Нового лидера страны буквально через день на самолете доставили из Москвы в Кабул.
Ну, а нас впереди ждал ввод ограниченного воинского контингента в Афганистан и затяжная война с моджахедами, затянувшаяся на долгие 10 лет.
Прошу знающих тему дополнять статью комментариями