Джеймсу Альтушеру пришлось усовершенствоваться в инвестировании, интервьюировании, писательстве, продажах, ведении переговоров, креативности, публичных выступлениях, лидерстве, программировании — все это только для того, чтобы выжить. Также ему пришлось стать лучше в шахматах, в стендап-комедии, покере, воспитании детей, в чтении, дружбе, харизме — просто потому что он хотел этого.
Альтушер быстро понял, что «язык» улучшения в чем-то одном обучил его базовой грамматике — как совершенствоваться во всем. Этим же языком он поделится сегодня с вами.
1. Выберите одну вещь для усовершенствования
Вы не сможете стать лучше без страсти и одержимости. После того, как Джеймс в своем подкасте взял интервью у 400 самых успешных людей в новейшей истории, он понял одно: все они были одержимы. Они были одержимы единственной вещью. Но усовершенствоваться в этой единственной вещи означало стать лучше во всем.
Как найти эту единственную вещь?
• В вашей жизни будет много «единственных вещей». Джеймс Альтушер был одержим шахматами, компьютерами, писательством, телевидением, бизнесом, инвестициями, разговорами, подкастингами, маркетингом, стэнд-ап выступлениями и так далее. Каждая из этих вещей подпитывает другую.
• Сходите в книжный магазин: как думаете, в каком разделе вы смогли бы прочесть все-все книги?
• Перечислите, что вы любили в возрасте 13 лет. Что изменилось?
• Пробуйте разные вещи.
• В чем вы хоть немного разбираетесь? Обычно то, в чем у вас есть талант, может легко превратиться в одержимость.
2. Плюс, минус, равно
Когда Джеймсу было 17 лет, он едва знал, как играть в шахматы. Он немного разбирался в шахматных правилах, и его попросили выступить за школьную команду. Ему дали почитать книгу с правилами и 3 часа, чтобы ознакомиться с ней. В итоге, Альтушер выиграл свою партию.
С тех пор он стал одержим улучшением. До этого шахматного турнира он не пользовался популярностью в школе, а после победы на него стали обращать внимание — Джеймсу хотелось нравиться людям. За три месяца он стал лучшим в команде. Уже через год стал лучшим учеником средней школы в штате и одним из лучших в стране в своей возрастной группе. Он брал уроки у Сэмми Решевского (когда-то лучшего игрока в мире) и Майкла Уайлдера (чемпиона США). Не каждый живет рядом с наставником, у которого можно брать уроки, согласны. Но вы можете читать одну-две шахматные книги в неделю и изучать игры всех лучших гроссмейстеров.
Найдите тех, кто «равен» с вами. А потом — постарайтесь их превзойти.
После того, как Альтушер стал лучше всех остальных в шахматной команде школы, он начал давать уроки другим.
«Если вы не можете объяснить концепцию трехлетнему ребенку, тогда вы не полностью понимаете эту концепцию», — считает Джеймс. Это означает, что стоит вернуться к «плюсу» (ментору, реальному или виртуальному), чтобы понять больше.
Спустя 30 с лишним лет Джеймс Альтушер — национальный мастер спорта. Он играет каждый день. И планирует наслаждаться этим всю оставшуюся жизнь.
3. Десятка дня
Летом 2002 года Джеймс Альтушер разорился и почти потерял свой дом. Единственная вещь, которая не дала ему впасть в депрессию заключалась в следующем: каждый день он записывал по десятке новых идей. Это заставляло его думать, что всё будет хорошо. Так и получилось. Всего десять идей в день, и, может быть, одна из них окажется достаточно хорошей или хотя бы нормальной, чтобы ухватиться за нее и спастись. Попробуйте.
4. Микронавыки
«Я хотел стать лучше в стендапе. Мне было страшно выходить на сцену перед полным залом незнакомцев. В стендапе вы выходите к людям, которые понятия не имеют, кто вы, и вы должны сделать так, чтобы они смеялись каждые пятнадцать секунд. Заставить людей смеяться трудно. Знаете ли вы, сколько раз в день смеется средний ребенок? 300 раз! Знаете ли вы, сколько раз в день смеется средний взрослый? Пять! Так что за 15 минут выступления нужно заставить зрителей смеяться примерно шестьдесят раз. В 12 раз больше, чем они обычно смеются в сутки», — пишет Альтушер.
Зачем ему это было нужно? Стендап-комедия — это всего лишь набор микронавыков, таких как: дружелюбие, работа с залом, контроль толпы, юмор, презентация, работа с крикунами, работа голосом и так далее.
Потому что этот набор похож на набор микронавыков для бизнеса. Совершенствуясь в том, что вам нравится, вы становитесь лучше в том, что приносит вам деньги.
Разбейте свою страсть на микронавыки. Выбирайте по одному каждый день. Становитесь немного лучше в каждом.
5. Скажите «да»
Когда вы начинаете совершенствоваться, говорите «да» всему. Вам нужно учиться.
Альтушер пишет: «Когда я запустил первый бизнес: «Можете ли вы создать для нас логотип?» Да. «Можете ли вы написать это программное обеспечение для нас?» Да. «Можете ли вы помочь нам развить новый вид чая?» Да. Потом я научился, когда нужно говорить «да», а когда – «нет». Но мне пришлось сказать много «да»».
«Да» дает вам возможность создать карту вашей зоны комфорта.
6. Идите туда, где меньше всего людей
Джеймс однажды спросил у Питера Тиля, первого инвестора Facebook, что сделало эту социальную сеть настолько особенной.
«Это десятая социальная сеть. Она не была уникальной».
«Нет, — сказал он. — Она была первой».
«Первой в чем?»
«Первая социальная сеть с подтвержденнной идентификацией».
Все предыдущие сети – MySpace, Friendster, GeoCities, Tribes.com и другие – допускали анонимность. Facebook пошел туда, где было меньше всего людей, и стал компанией стоимостью $500 трлн, в то время как другие вышли из бизнеса.
Все хотят оставаться в своей зоне комфорта по очень веской причине: это комфортно. Но поскольку каждый находится в зоне комфорта, зона комфорта — это место, где очень многолюдно. Все делают одно и то же, делятся одними и теми же идеями, верят в одни и те же слухи, любят одних и тех же людей, мечтают об одном и том же. Прямо за пределами зоны комфорта находится дружелюбный сосед: возможность. Возможность просто сидит там, ожидая, когда кто-нибудь ее найдет. Но никто не хочет сталкиваться с неудобствами.
Учитесь находиться в неудобстве понемногу каждый день. Практикуйтесь выходить за пределы зоны комфорта. Примите холодный душ, расскажите анекдот в метро. Скажите «извини» своей матери.