Найти в Дзене
Я в «Пятёрочке»

Инновации X5: технологии из будущего — уже сегодня

В X5 Retail Group — ведущей мультиформатной розничной компании — сегодня тестируют технологии электронных ценников, видеоаналитики, умных полок, цифровых информационных панелей и сценарии самостоятельного сканирования и оплаты покупок. О том, каким образом в компании производят эффективный поиск лучших инновационных решений и какой экономический эффект дает их внедрение, рассказывает директор по инновациям X5 Retail Group Иван Мельник.

— Какие из инновационных разработок, проходящих тестирование в магазине-лаборатории X5 Retail Group, являются наиболее перспективными и какие из них планируется реализовать в каждой из трех сетей?

— В том или ином виде большинство решений, проходящих тестирование, со временем появится в «Пятерочке», «Перекрестке» и «Карусели». В первую очередь это относится к системам умного здания, информационным киоскам, умным прайс-чекерам, кассам самообслуживания, системе видеоконтроля полок. Практически все решения уже переходят в стадию расширенных пилотов или ограниченных тиражей. Однако стоит уточнить, что некоторые из них больше востребованы в формате «магазин у дома» и их применение необязательно, например, в гипермаркетах. Кроме того, в разных магазинных форматах одна и та же технология может внедряться на базе решений разных производителей.

— Какие технологии получат приоритет в воронке инноваций X5?

— В первую очередь те из них, которые повлияют на опыт покупателей в традиционном магазине или изменят к лучшему внутренние операции в магазинах, цепочках пополнения, процессах управления или в бэк-офисе.

В частности, из-за важности первого пункта, опыта покупателя, в X5 быстро развивается практика видеоаналитики. В компании прошло почти 20 пилотов по видеоаналитике, часть из них — в магазине-лаборатории. Компьютерное зрение помогает оцифровать взгляды наших покупателей на магазинные прилавки, полки и кассы и системно работать над улучшением покупательского опыта. Постепенно решения по видеоаналитике появятся в большинстве магазинов торговых сетей X5.

Еще одно решение, которое X5 оценивает как перспективное, — терминалы лояльности. Другое их название — информационные киоски. На сегодня основная функция таких устройств заключается в выдаче купонов с персональными предложениями покупателям в торговом зале.

Кроме того, мы будем все больше распространять в торговых сетях кассы самообслуживания, так как они пришлись по душе многим покупателям. В частности, пенсионерам очень удобно не спеша перебрать и посмотреть свой товар до сканирования и оплаты.

— Что предшествует внедрению технологий и каким образом в компании принимают решение об их тиражировании?

— Все новые технологии проходят несколько стадий воронки инноваций X5: оценка, тестирование, пилот, внедрение или тираж, оценка после запуска.

Полную силу экономического эффекта мы можем прочувствовать после массового тиража технологии, который, в свою очередь, возможен только после подтверждения гипотезы и бизнес-кейса в пилоте. В то же время после расширенного пилота и ограниченного тиража мы можем понять, окупится ли эта технология и насколько стабильно будет работать решение при внедрении «в масштабе» во многих магазинах.

Так или иначе, планомерно, шаг за шагом X5 будет увеличивать число торговых точек с новыми решениями. Часть инноваций, правда, будет незаметна покупателю. Например, вызывать кассиров при появлении очередей на кассах будет уже не менеджер расчетно-кассового узла, а робот с приятным голосом, неотличимым от человеческого.

— Какой экономический эффект дало внедрение инноваций?

— Приведу несколько примеров. Система умного здания помогает сократить расходы на электроэнергию в магазине на 5–15%. Такие данные были получены по итогам тестирования в магазине-лаборатории и пилотов в магазинах разных форматов. Чем больше магазин, тем сильнее эффект. Наши затраты на электроэнергию, как вы понимаете, исчисляются миллиардами рублей. Средний чек покупателей, использовавших систему самообслуживания со сканерами в магазине, на 77% выше обычного. Умные планограммы в «Карусели» помогли увеличить продажи некоторых категорий товаров на 10,5%. В магазинах, где очереди контролируют с помощью видеоаналитики, NPS по кассовой зоне возрастает на десять пунктов.

На основе материалов Retail Life