Лишних денег у меня нет (а у кого вообще они есть?), так что я всецело за разумную экономию. Однако у каждого человека, наверное, свои критерии "разумности". В том числе и в путешествиях. Вот лоукостером «Победа» летаю спокойно. Не понимаю, почему его принято называть «скотовозкой», а вот плацкартный вагон поезда, увы, мне именно так и хочется назвать.
Сразу оговорюсь (ясно, четко и громко), что ни в коей мере не хочу оскорбить людей, путешествующих таким способом. РЖД в ценообразовании действительно "краев не видит", и цена места в купе сопоставима со стоимостью авиабилета, причем в оба конца. Так что выбора у людей зачастую просто нет. Вопросы у меня к разработчикам этого шедевра транспортного машиностроения: вот кто, когда и почему решил, что можно перевозить людей в таких условиях?
Вот основные причины, по которым я шарахаюсь от плацкартных вагонов как чёрт от ладана:
1) В них воняет. Вот хоть стреляйте меня -- воняет! Даже в новых, с кондиционерами и биотуалетами. Не знаю, чем конкретно, да и не пыталась детально анализировать. Возможно, это я слишком нюхливая, но легче от осознания этого факта не становится.
Я даже не говорю про ароматы разнообразной еды, здесь все ясно. И это данность: не сидеть же людям голодными. А то, что восторг от аромата домашних котлет весь вагон разделять не обязан -- ну, что ж поделаешь, если человек сам этого не понимает, не будешь же ему лекцию читать.
Просто когда на относительно небольшом пространстве скапливается слишком много людей, стерильным воздух быть не может по определению. Тем более что люди, мягко скажем, разные. С разными привычками, в том числе бытовыми и гигиеническими.
Самое яркое впечатление такого рода осталось у меня от поездки из Киева в Москву (еще до 2014 года, разумеется). Мы тогда спонтанно рванули туда на майские, не озаботившись обратными билетами. Ну и в результате удалось купить только плацкарт на проходящий поезд из Чопа. Мой спутник в качестве альтернативы предлагал самолет, но я идею гордо отвергла: нечего, мол, деньги транжирить!
Меня подкосило сразу при входе в вагон. Он весь (!!!) был заполнен рабочими, возвращавшимися на заработки после поездки домой на праздники. И уже почти сутки к этому моменту пробывшими в пути. Пожалуйста, не надо обвинять меня в снобизме: верю, все они до единого прекрасные люди! Но стоял теплый май, кондиционер работал так себе, а душ в вагоне не предусмотрен... Большую часть ночи мы просидели в вагоне-ресторане и благополучно проели и пропили сэкономленную разницу в цене с авиабилетами. Глупая еще была, не понимала, что собственный комфорт того не стоит.
2) Слишком короткие полки. Нет, лично мне хватает, я невысокая. Но объективно длина полок в плацкартных вагонах маловата для людей, которые хоть слегка выше среднего роста. И когда высокий мужчина, лежа на верхней полке, во сне вытягивает ноги, то ступни, пардон, торчат. В носках. Или без. И находятся его ноги аккурат на уровне носа тех, кто идет мимо по проходу. Далее - смотри пункт 1.
Почему при перелёте стоит всё-таки сдать багаж
3) Невозможно нормально переодеться. Если соседей по купе всегда можно попросить выйти на пару минут, то в плацкарте приходится либо совершать нелепые телодвижения под прикрытием простынки, либо прыгать на одной ноге в туалете, стараясь, чтоб штанины любимых домашних брючек не слишком извозились от соприкосновения с сортирным полом. Правда, приходилось мне наблюдать, как некоторые граждане, не особо стесняясь, переодеваются при всем честном народе. Вроде бы и правда -- кому какое дело, но я такой степени просветления еще не достигла.
4) Отсутствие индивидуального освещения. Не все любят читать с телефона, да и заряд поберечь стоит. Поэтому в поезде иногда хочется почитать обычную бумажную книжку. И в купе это получается замечательно - этакая пасторальная картинка вагонного уюта: свет ночника, хороший детектив, стакан чая в подстаканнике, перестук колес... В плацкарте -- фигушки: в определенное время тетя-проводница сказала отбой, значит, отбой! Как в пионерском лагере, честное слово. И лежи, овец считай.
Кстати, бывает и наоборот. Пару лет назад я ехала из Москвы в Петербург проходящим поездом -- из Волгограда, кажется, он тащился... Я загрузилась в него в 3:30 ночи, а в Питер мы должны были доехать к полудню. Но пассажиры-то из Волгограда легли спать рано! Соответственно, уже в 8 утра вагон наполнился запахами быстрорастворимых каш, зазвучали крики продавщицы пирожков, а моя соседка снизу так подробно пересказывала попутчице сагу о своём разводе, что мои попытки поспать ещё хоть немного были бы смешны.
5) В плацкарте часто возят детей, которые плачут. Я не чайлд фри, упаси бог. И не любитель считать чужие деньги и объяснять родителям, что с маленьким ребенком лучше ездить в купе. Хотя тут ещё вопрос, что лучше: оказаться запертым с орущим младенцем в купе -- тоже тот ещё кайф... Кстати, мои родители, пока я была маленькой, вообще старались купить СВ, чтобы никого не смущать горшками и сосками, но тут уж советовать не могу: наверное, 25-30 лет назад СВ стоил более приемлемых денег. Суть не в том: я прекрасно понимаю плачущих детей, мне их очень жалко! И мам жалко. Но спать-то хочется!
Как выбрать идеального попутчика для путешествия
6) Излишне общительные попутчики. Неоднократно читала я рассуждения насчёт того, что платцкартный вагон -- это самое душевное, что существует... так вот, можно некорректно выразиться? В гробу я видала такую душевность. Не люблю, когда ко мне пристают с ненужными разговорами, тем более, профессия связана с коммуникацией, хоть в поезде-то хочется помолчать и отдохнуть! А кто-то принимает это за высокомерие. Ну, извините, ребята. Кстати, в купейном вагоне попутчики в большинстве случаев куда проще относятся к тому, что наше общение ограничится словами "Добрый вечер!"/"Который час?"/"Не могли бы вы выйти?". Не знаю, почему, но факт.
7) Багажные полки, об которые бьёшься лбом. Я женщина достаточно молодая, поэтому вполне могу ездить на верхней полке: и дешевле, и уж точно уступить никто не попросит. Вот только в платцкарте на эту верхнюю полку надо пробираться гусеницей, стараясь не задеть головой багажную. И речи не идёт о том, чтобы вытащить прямо наверху ноутбук или сесть, причёсываясь.
Разумеется, купе -- тоже не панацея. Можно оказаться в компании трио развеселых мужичков, которые станут коротать длинную дорогу так задорно, что и плацкарт раем покажется. Или домовитых тетушек, у которых найдется столько пахучей домашней еды, что никакой кондей не справится. Или родителей с парой активных близнецов. Но остается хоть теоретическая возможность перебраться в другое купе или поменяться, а в плацкарте куда с подводной лодки денешься?
К реакции в духе «Не нравится -- не езди!» я уж давно привыкла, тем более... я особо и не езжу. Стараюсь, по крайней мере. Разве на одну ночь (в Петербург, к примеру, или в Минск). Поспать можно, но вот оказаться в платцкартном вагоне в светлое время суток я точно не хочу.
Недавно я писала о причинах ненависти россиян к лоукостеру «Победа». Действительно: вот насколько же люди разные! Моё человеческое достоинство никак не оскорбляет необходимость вместить ручную кладь в калибратор и оплатить выбор места у окошка. А вот необходимость натыкаться глазами на несвежие носки попутчика -- увы, оскорбляет! Хотя я просто самолёты люблю гораздо больше поездов...
А вы как относитесь к плацкартному вагону? Делитесь мнениями и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного! Читайте также:
За что я люблю рейсы с длинными пересадками
Почему я пришла в ужас от метро в Париже
Почему в отпуске я живу только в гостинице, а не снимаю квартиру
Что обязательно стоит захватить с собой на борт самолёта