...или от Санкт-Петербурга до Беверли-Хиллз.
Михаил Александрович Чехов (1891-1955). Его называли великим актёром не только в России, где он не поладил с большевиками и уехал в 1928 году. Его имя гремело на подмостках Германии, Франции, Англии, США...
Родным дядей Михаила был Антон Павлович Чехов, который адресовал его отцу и своему старшему брату-публицисту бессмертную фразу: "Краткость — сестра таланта".
Мастерство Михаила Чехова описывает старый театральный анекдот. В пору, когда актёр был уже звездой театра Вахтангова, режиссёр дал студентам задание — сделать этюд "Дерево". Студенты изощрялись, кто как мог. Один изображал ветки растопыренными руками. Другой играл с птицами, которые сплели гнездо в его кроне. Третий, четвёртый... И вдруг Вахтангов предложил: "А давайте попросим МихалСаныча показать дерево!". Чехов вышел перед студентами — и зазеленел.
С 1939 года и до конца дней Михаил Александрович жил в Соединённых Штатах. Он создал там актёрскую школу, через которую прошли суперзвёзды кино Мэрилин Монро, Энтони Куин, Юл Бриннер и Клинт Иствуд.
Михаил Чехов играл в театре у Станиславского и смог испытать на себе пресловутую систему. Результатом стало появление собственной системы Чехова, основанной на других принципах.
Разницу между системой Станиславского, где образ — это результат работы, и системой Чехова, где образ — это материал для работы, в книге "Попытка думать" показал Сергей Юрский.
Возьмем условный кусок: император вышел в приемную и увидел, что все гвардейцы спят. По Станиславскому: прежде всего, не играйте императора. Император тоже человек и имеет нормальные реакции. У него нервы, руки, ноги – как у нас. Вас многое с ним роднит. Итак, не император, а вы войдите в комнату. Зачем? Ну, скажем, вы несколько раз звонили, и никто не откликнулся. Вот первое предлагаемое обстоятельство. Какое действие? Вы хотите проверить: неужели в приемной никого нет? Все покинули пост? И вдруг видите – все здесь, но спят. Не думайте об императоре. Это вы звонили и вы вошли проверить.
По Чехову: какой импульс у вас возникает от этой сцены в контексте целого? Тревога? Смертельная опасность? Комическая неожиданность? Задайте этот вопрос своему воображению и покажите полученный ответ. Например: он ворвался в приемную, как бык. Вариант: он пугливо заглянул в приемную, появилась только голова и рука, тела не видно, оно прячется. Вариант: он, по-военному ставя ноги, подошел к двери в приемную и толкнул ее сильной рукой. Тело было прямым, выражение лица холодным…
В чем разница? В первом случае ищется сходство «я» и персонажа. Это обживание пространства. Это еще не искусство, это поиск своей органики в предлагаемых обстоятельствах. Во втором случае ищется различие: «я» выполняю простую задачу так, как выполнил бы ее он – мой персонаж. Я (как и в первом случае) не играю императора, еще не играю, но я действую по законам его органики. Я воплощаю возникший у меня образ. Здесь присутствует уже и содержание (что?), и форма (как?), и первый мимолетный набросок характера (кто?). Это уже искусство.
Книга Михаила Чехова "О технике актёра" среди специалистов ценится выше, чем "О работе актёра над собой" Станиславского, хотя к прочтению рекомендованы обе. Как пелось в песне, каждый выбирает для себя 😊