Найти в Дзене
Ляля Серебристая

Вкусное утро

Бриошь
Бриошь

Жана-Батиста Симеона Шардена обычно знают как самого искреннего сентименталиста. Однако помимо трогательных сценок он писал и натюрморты. Причём как раз тогда, когда Академия Художеств, обозначила этот жанр как самый примитивный и неинтересный.

Если обращаться к истокам, то натюрморт переживал первый расцвет в творчестве нидерландских и фламандских художников, когда, отделившись от религиозной живописи, стал служить напоминанием о неминуемой смерти и тленности жизни. Натюрморт - "мёртвая природа", поэтому весьма долго сохранялась премилая привычка среди роскошных блюд или цветов изображать что-то увядшее, подпорченное. Также можно было усовершенствовать композицию грустной гусеницей или мухой. Например, как-то так:

Амброзиус Босхарт. Корзина с цветами. Бальтазар Ван дер Аст Натюрморт с яблоневой плодорожкой
Амброзиус Босхарт. Корзина с цветами. Бальтазар Ван дер Аст Натюрморт с яблоневой плодорожкой

Затем в процессе развития светской живописи натюрморт постепенно превратился в декоративное изображение, призванное украшать интерьер. Потеряв прежний смысл, он утратил и прежнее значение.

К такому-то натюрморту и обратился в XVIII веке Шарден:

Груши, грецкие орехи и стакан вина
Груши, грецкие орехи и стакан вина
Серебряный кубок
Серебряный кубок

Любопытно, что Шарден стал одним из тех немногих, кто не взирая на строгость и сухость классицизма, продолжил использовать в своей живописи рефлексы. Да и сама живопись сохранила определённую свободу:

Бутыль с оливками
Бутыль с оливками

Иногда - словно антитеза изящного и причудливого рококо - на картинах у Шардена появляются чугунки, баки, сковородки. Вроде бы по нынешним меркам ничего необычного, но тогда это изрядно впечатляло публику:

Медный котелок. Медный бак.
Медный котелок. Медный бак.
Постное меню с кухонными принадлежностями. Скоромное меню с кухонными принадлежностями.
Постное меню с кухонными принадлежностями. Скоромное меню с кухонными принадлежностями.

Более других среди такого рода работ известен "Медный бак".

Но, возвращаясь к теме завтрака, есть у него очень изящно нарисованный кухонный стол. Помню, мы долго обсуждали, что стол "сентиментально" нарисовать вряд ли возможно, но с другой стороны, то, как всё на столе составлено, какие цвета выбраны, в значительное мере говорит о настроении художника. Так что стол быть может и не "сентиментальный", но настроение у картины всё равно очень лиричное:

Кухонный стол
Кухонный стол

И, окончательно возвращаясь к теме сочных фруктов, натюрморты у Шардена невероятно аппетитные:

Гранаты и виноград
Гранаты и виноград
Натюрморт с персиками
Натюрморт с персиками
Натюрморт с корзиной слив
Натюрморт с корзиной слив
Корзинка с земляникой
Корзинка с земляникой