Позавчера закончилась карьера биохакера, трансгуманиста и натуропата, а заодно и торговца БАДами Елены Корниловой. А ведь еще в феврале 2019 года «РБК.Стиль» назвал ее «одной из самых популярных молодых ученых в Instagram». Чтобы получить такой статус, Елена использовала две техники социального влияния.
Эффект популярности. На ее страничке - около 300 тысяч подписчиков. А мы склонны доверять мнению "множества людей". Забывая, что нагнать подписчиков - всего лишь вопрос вложений, причем не очень больших, в рекламу.
Статус эксперта. Нам с детства прививается стратегия подчинения авторитету. Такой подход разумен - выгоднее слушаться тех, кто разбирается в предмете, обладает большей информацией. А Елена утверждала, что является магистром биологии, закончила университеты Мюнхена и Сингапура, поступает в Стэнфорд. Заметьте - утверждала.
В интернете слишком много информации. Все спешат. И верят на слово. Вот лично я - Николай Молчанов. Даю интервью, комментарии, пишу статьи. И журналисты, редактора указывают, что я закончил МГУ, кандидат наук, получил степень MBA в INSEAD. А это, кстати, бизнес школа №1 в мире. Но никто никогда не проверял достоверность сведений, полученных с моих же слов.
Елена прокололась на тяге к славе. Ее интервью «РБК.Стиль», рекомендациями беременным пить до трех десятков таблеток в день заинтересовались ребята из комиссии РАН по борьбе с лженаукой. Помимо странных медицинских советов, подозрения вызывали и орфографические ошибки в дипломах. И да, проверка показала, что девушка нигде не училась. Не работала в указанных ею местах. Является пузырем, надутым специально для развода людей. Такая вот Theranos русского разлива.
Добро победило. Но сколько инстаграм-ученых рождается каждый день? Поэтому. Мы привыкли далеко забираться по поверхности информации, и не копать вниз. Но все же, перед тем, как платить деньги - хоть в чем-то проверьте искренность будущего партнера.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.
Больше в моей книге: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (ЭКСМО, Ozon, Litres)
Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"
Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США
Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов
Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"
А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!
Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита
Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет
ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "