Найти в Дзене
Gureev Directors Club

Надо ли описывать бизнес-процессы?

Собственнику: коротко о бизнес-процессах.

Выжимка: бизнес-процессы (или «процессы» - как принято в мире) описывают для увеличения прибыли и повышения управляемости компании на стадии экстенсивного роста (проценты в год) или при балансировании компании на грани рентабельности.

Пример. Быстрая доставка еды в городах-миллионниках. Средняя компания.

Проблемы. Несколько точек входа заказов. Разные процедуры обработки заказов: +10-15 (!) минут  при интернет-заказе (сайт, приложение) в сравнении с телефонным звонком. Путаница с комплектацией заказов. Комплектация заказов не унифицирована (где-то кладут одно, где-то другое). Нет процедуры замены отсутствующей позиции. В каждой второй доставке у курьеров нет сдачи и так далее.

Компания непроизводительно тратит - обработка заказов требует лишнего рабочего времени. Страдает репутация компании - отрицательные отзывы. Теряются клиенты - не всех устраивают ошибки при доставке.

➡️ Когда описывать бизнес-процессы

🔸 1. Компания готовится к внедрению автоматизированной информационной системы. 

Автоматизировать хаос невозможно - на выходе будет тоже хаос.

🔸 2. Компания растет, а затраты растут опережающими темпами.То в компании, что было ясно и прозрачно, становится «черным ящиком». Непонятно, с кого и что спрашивать. За что-то отвечает сразу несколько директоров. Ползет вниз качество товаров/услуг и послепродажного обслуживания. Появляются люди, которые не известно за что получают деньги.

🔸 3. Компания масштабирует деятельность, открывает филиалы, направления. И необходимо перенести успешную бизнес-модель, чтобы «все сразу заработало».

➡️ Описывать процессы своими силами или приглашать со стороны? 

На ваше усмотрение. Что выгоднее/быстрее. В любом случае, в компании потребуется рабочая группа (частичная занятость) и менеджер проекта/куратор от компании.

➡️ Проект одноразовый - сделали и все?

Нет, компания развивается, постоянно появляются новые процессы, исчезают ненужные.

➡️ Какую нотацию (принцип описания процессов) выбрать?

Любую. Главное, чтобы нотация была интуитивно понятна руководству, сотрудникам и внешним организациям (например, которые будут проводить автоматизацию).

➡️ Как экономятся средства?

Сокращение ненужных / дублирующих процессов (меньше времени, ресурсов, фонда оплаты труда). Передача дорогих процессов на аутсорсинг.  Меньше потерь клиентов - меньше затрат на привлечение новых.

➡️ Что делать на стадии интенсивного роста компании (десятки процентов в год)?

Начинать проект не стоит. К моменту завершения проекта описание процессов уже устареет. Ограничьтесь разграничением  функций (производство, продажи финансы маркетинг…), схемами, должностными инструкциями.

➡️ Описание бизнес-процессов - магия, которая решит все проблемы? 

Нет. Скорее основой, которая позволит уменьшить затраты, повысить качество работы с клиентами, увеличить управляемость компании, внедрить ту или иную автоматизированную информационную систему, сделать редкими конфликты.

Вы описывали бизнес-процессы - с какими проблемами сталкивались?