Найти тему

Метрополитены мира. Выпуск 63. Вупперталь

Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de

Это не просто метрополитен, а Вуппертальская подвесная дорога – монорельс XX века постройки, на котором однажды прокатился слон. Чем всё закончилось – читайте в нашей статье.

Своим появлением Wuppertaler Schwebebahn, или подвесная монорельсовая дорога, обязана Ойгену Лангену. Господин Ланген, родившийся в семье кёльнского сахарного промышленника, какое-то время поддерживал семейное дело производством кускового сахара, но отличился всё же на инженерном поприще. Вместе с Николаусом Отто Ойген Ланген работал над двигателем внутреннего сгорания. Но, будучи человеком разносторонних интересов, Ланген также решил попробовать свои силы в проектировании железнодорожного транспорта и не прогадал. Почти одновременно он руководил строительством железных дорог в Дрездене и в Вуппертале. Оба проекта поражали умы современников Лангена, ведь он строил подвесной монорельс, что для XX века было сродни чуду.

Ойген Ланген (1833 - 1895), Wikimedia Commons
Ойген Ланген (1833 - 1895), Wikimedia Commons
Строительство Вуппертальской подвесной дороги, Источник: www.schwebebahn.de
Строительство Вуппертальской подвесной дороги, Источник: www.schwebebahn.de

Вуппертальский Швебебан начал официальную перевозку пассажиров 1 марта 1901 года. Четырьмя месяцами ранее тест-драйв подвесному монорельсу устроил кайзер Вильгельм II со своей женой Огюст Викторией. Его Величество со свитой проехали от Депперсберга (центр Эльберфельда) в Фохвинкель и поездкой остались довольны. Впрочем, как не остаться довольным скоростной – по тем временам – поездкой в комфортном деревянном салоне поезда, парящего над городом?

Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de

В наши дни Вуппертальский подвесной монорельс, конечно, выглядит уже не так, как во времена кайзеровской Германии. Вместо деревянных вагончиков ходят современные составы, удостоенные дизайнерской премии IF DESIGN AWARD 2017. Железные арки, поддерживающие конструкцию монорельса по всей длине линии, и вестибюли станции также обновляются, что важно, с сохранением оригинального дизайна в югендстиле (немецкий вариант названия модерна).

Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de

А вот маршрут Швебебана за последние 100 лет не менялся. 1 март 1901 года открыли участок “Kluse” – “Zoo”, в мае того же года линию продлили в сторону станции “Vohwinkel”, а летом 1903 года достроили участок от “Kluse” до “Oberbarmen”. Всего единственная линия метрополитена в Вуппертале насчитывает 20 станций.

(с) Pechristener, CC BY-SA 2.0
(с) Pechristener, CC BY-SA 2.0

К слову, между станциями “Alter Markt” и “Adlerbrücke” однажды случился большой во всех смыслах инцидент. 21 июля 1950 года предприимчивый Франц Альтхоф решил прорекламировать свой одноимённый цирк с помощью Швебебана и… циркового слона Туффи. Номер, увы, не удался. Туффи такое приключение не порадовало и сразу после отправления со станции, животное проломило стенку вагона и упало в реку Вуппер. Полёт с 12-метровой высоты не нанёс Туффи серьёзных ранений, хотя со стрессом слону пришлось бороться долго. Память о происшествии запечатлена на фасаде одного из ближайших домов, где нарисован падающий слон.

По традиции рассказываем об особенностях Вуппертальского Швебебана:

· Технически название «подвесная железная дорога» в отношении Wuppertaler Schwebebahn считается неправильным. Официально это монорельс, частично выполняющий функции метрополитена. В прошлом Вуппертальский подвесной монорельс называли «железной дорогой» из-за «Закона о лёгких железных дорогах и частных железных дорогах», вышедшего в 1892 году и классифицировавшего Швебебан как трамвайную узкоколейную железную дорогу. В настоящее время считается, что Швебебан выполняет функции метрополитена как трамвай специальной конструкции. Да, друзья, с названиями и определениями у немцев всё не просто!

(с) A.Savin, CC BY-SA 3.0
(с) A.Savin, CC BY-SA 3.0
(с) Frank Vincentz, CC BY-SA 3.0
(с) Frank Vincentz, CC BY-SA 3.0

· В отличие от обычных железнодорожных колёсных пар, колесо Вуппертальского монорельса имеет два реборда и радиальные звукопоглотители, которые снижают уровень шума железнодорожных колес. Бесшумность – одна из самых узнаваемых характеристик немецких метросистем.

(с) Max Grobecker, CC BY-SA 4.0
(с) Max Grobecker, CC BY-SA 4.0
(с) Matthias Böhm, CC BY-SA 4.0
(с) Matthias Böhm, CC BY-SA 4.0
(с) Matthias Böhm, CC BY-SA 4.0
(с) Matthias Böhm, CC BY-SA 4.0

· Длина линии составляет 13,3 км. Для поддержания конструкции установлены 464 опорные рамы.

· Время в пути по всему маршруту составляет от 28 до 30 минут, в зависимости от времени суток и дня недели. По будням Швебебан открывается в 5:30, на выходных и по праздникам – в 7:00. Закрываются станции около 23:30. В часы-пик составы курсируют с промежутком в 3-4 минуты, а в непиковое время – 15 минут.

(с) Frank Vincentz, CC BY-SA 3.0
(с) Frank Vincentz, CC BY-SA 3.0

· Пассажиры могут купить билет на монорельс по специальному тарифу, включающему посещение зоопарка. Обычная поездка обойдётся примерно в 115 рублей.

· Вуппертальская подвесная железная дорога относится к самым удобным и надёжным транспортным средствам в мире. Ежегодно она перевозит около 20 миллионов пассажиров.

· Самая высокая точка маршрута – конечная остановка “Vohwinkel”, расположенная на 180 метров выше принятого в Германии среднего уровня моря. Самая низкая точка – переход от надводного участка к надземному вблизи церкви Зоннборн.

Надводный участок Швебебана, (с) Frank Vincentz, CC BY-SA 3.0
Надводный участок Швебебана, (с) Frank Vincentz, CC BY-SA 3.0

· Как и Петербургский метрополитен, Вуппертальский Швебебан проводит экскурсии на ретро-составе. Его роль выполняет поезд 1900 года "Kaiserwagen", названный в честь императора Вильгельма II.

(с) Eigenes Werk, CC BY-SA 3.0
(с) Eigenes Werk, CC BY-SA 3.0
Источник: www.schwebebahn.de
Источник: www.schwebebahn.de