Будь на чеку! Каждый предприниматель мечтает о хорошем спросе и отсутствии возражений клиентов.
На практике получается наоборот. Люди теряют интерес уже с первых слов о вашем товаре или услуге. Уходят «подумать» навсегда. Открыто шантажируют, что уйдут к конкурентам, если не снизите цены.
Делать бизнес в такой среде психологически тяжело. У каждого бывало — хочется плюнуть на все и закрыть к чертям. Ощущение безвыходности и тупика. Это то, что я называю Токсичностью.
Что же такое экологичный бизнес?
В любом бизнесе есть три действующих лица:
— клиенты
— сотрудники бизнеса
— собственник бизнеса
Это тот треугольник, который заставляет бизнес работать. Уберите вершину «Клиенты» — и иссякнет входящий поток денег. Не на что будет платить зарплаты. Нечем будет кормить свою семью собственнику.
Уберите сотрудников бизнеса и некому будет обеспечивать работу бизнес-процессов — производить продукт, доставлять клиенту, привлекать новых, осуществлять продажи. Упадет качество услуги или производимого продукта, начнутся задержки с доставкой, останутся без ответа входящие заявки. Один собственник просто не справится со значительным потоком обращений.
Уберите собственника из треугольника и пропадет движущая сила бизнеса. Исчезнет человек, имеющий видение — зачем этот бизнес работает, кто наши клиенты, каким должен быть продукт, который им нужен. Сплоченный коллектив начнет превращаться в телегу, запряженную раком, лебедем и щукой. Каждый будет тянуть в свою сторону.
В токсичных типах бизнеса собственник паразитирует на остальных участниках бизнеса — на клиентах и на сотрудниках.
Клиенту он пытается впарить, уломать и обжулить. В общем — побыстрее получить его денежки. Эта же философия прямо или подтекстом транслируется сотрудникам, которым делегируются обязанности. Клиент, в свою очередь, шантажирует, выбивает скидки и бонусы, иногда через суд, откровенно грабит собственника.
Сотрудников владелец использует как расходный материал: стараясь экономить на их окладах, используя сверх нормы и требуя сверхрезультаты. А в случае чего — пускать в расход, на увольнение. Сотрудники, в свою очередь, паразитируют на собственнике и на клиентах. Где-то подворовывают, где-то обвешивают и недоговаривают.
В Экологичных бизнесах собственник создает систему, которая будет обеспечивать выгоду всем трем участникам. Этакий Win-Win-Win.
1. Клиент получит пользу.
2. Сотрудник — возможность себя реализовать и кормить за счет этого свою семью.
3. Собственник — извлекать прибыль, затрачивая минимум своего времени.
Задача собственника — понять каким клиентам и какую измеримую пользу будет приносить его бизнес. Я намеренно не пишу слово «товар» или «услуга». Потому что клиенту они не нужны. Товары, услуги — это лишь инструменты, создавая которые при помощи сотрудников, собственник приносит пользу клиентам.
Вторая задача — создать условия для работы сотрудников. Чтобы, реализуя свой потенциал и зарабатывая деньги, они реализовали задачи собственника, принося пользу клиентам. Именно такая прямая связь. Чтобы заработать и реализовать себя сотрудник мог только через пользу для клиента. Не принес пользу — страдай! Чтобы тебе стало плохо от того, что плохо клиенту.
Создавая систему Экологичного бизнеса, собственник должен учесть каждую возможность для паразитирования. И устранить ее. Ни клиент. Ни сотрудник. Ни сам собственник. Никто не должен иметь возможности для паразитирования.
Неисправимых паразитов — устранять из экологичной среды, не давая им ее видоизменить, превратив в токсичную.
Думаете это слишком идеально, чтобы быть правдой? Напишите в комментариях.