Барбара Оакли, «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее» . Рассказываю про книжку.
Автору математика с детства не давалась, но удавалось как-то без нее обходиться. Однако с возрастом и с развитием карьеры математика стала нужна. Барабара начала изучать ее довольно поздно: только в 26 лет приступила к облегченному курсу тригонометрии. Теперь она сама преподает математику. Это редкий жизненный опыт; Барбара смогла посмотреть на процесс обучения со стороны и проанализировать, какие приемы в учебе работают, а какие нет. Она училась в сознательном возрасте и наблюдала за собой; она учила других; опросила много людей и много читала на эту тему.
Результат есть: книга несомненна будет полезна студентам, которым нужно усвоить много знаний (скажем, чтобы сдавать экзамены по математике, хотя акцента на экзаменах в книге нет). Старшеклассникам, которые осознают, что и зачем они учат, тоже подойдет.
Примеры полезных советов:
- Чередуйте периоды интенсивной сфокусированной работы с расслабляющими перерывами. Во время таких перерывов мозг сам упорядочит информацию как сможет. Если повезет, то подарит идею решения сложной задачи
- Изучайте материал снизу вверх и сверху вниз. Снизу вверх: накопите побольше примеров, начиная с простых и разобранных в учебниках, до сложных, с которыми разобрались самостоятельно. Сверху вниз: обязательно обобщите накопленный материал и зафиксируйте контекст, в котором он работает
- Чередуйте типы решаемых задач – не сосредоточивайтесь только на одной какой-нибудь практике. А то станете как персонаж из анекдота, который научился пользоваться молотком и теперь всюду видит только гвозди
- Чтобы не прокрастинировать, сосредоточьтесь на процессе, а не на продукте ·
- Делайте пометки. Этот пункт в книге занимает мало места, но это мой любимый . Если бы передо мной стояла задача дать такой совет ученику, чтобы уместить как можно больше пользы в как можно меньшее число букв, я бы сказала «Пиши больше»
- Много советов по запоминанию: придумайте яркую метафору, повторяйте материал через определенные промежутки времени, группируйте знания и укладывайте их в схему, сочиняйте истории, пойте и проговаривайте вслух
- Задействуйте эмоции: пишите стихи об уравнениях, одушевляйте абстрактные понятия
- Возьмите ответственность за учебу на себя; занимайтесь самообучением и цените хороших учителей
- Не будьте самоуверенными и проверяйте себя ·
- Есть еще специальная глава о том, как сдавать экзамены
Многие советы кажутся очевидными, но это иллюзия. Посмотри на квадрат – вроде бы это простая фигура, и ее свойства усматриваются из картинки. Однако: перечислить эти свойства; установить их истоки; обозначить, привести примеры с использованием этих свойств – это нетривиальная задача. Барбара Оакли решила эту задачу не для квадрата, а для процесса обучения математике.
Математике учатся биологи, социологи, химики, физики, инженеры… — все они должны усвоить определенную сумму знаний и уверенно ими владеть. Такому специалисту нужно войти на чужую территорию и стать в ней своим, — поэтому я и назвала этот текст «Свой среди чужих». Математики же на своей территории открывают новые земли, прокладывают дороги и наводят мосты между уже освоенными. Вот об этом Барбара Оакли не пишет, так что название «Думай как математик» — не для этой книги, а для какой-то другой, еще не повстречавшей своего автора. А так-то полезная книга, да, — но не для творцов математики, а для потребителей.