Каждому без исключений знакомо это чувство: когда хочется раствориться в любимом без остатка, и тут прилетает Облом.
Хотя бы раз в жизни с человеком приключалась Первая Любовь.
И как раз там это чувство "Посмотри, как ты сделал мне больно!" – было оправданным.
Но все мы растем, и (в идеале, конечно), перерастаем эту детскую реакцию.
Откуда же тогда берется стремление к мазохизму?
Спросим у старушки Нэнси Мак-Вильямс
Мазохистический характер выделяли и дядя Зёма Фрейд, и великий телесник Райх (который "изобрел" мышечный панцирь).
Один из "настольных учебников" всех хороших психологов, книга Мак-Вильямс, пожилой нонче дамы, содержит такое описание мазохистического характера:
- жалобы;
- страдания;
- установка на самоповреждение и самоуничижение.
За этим бабушка видит не просто конфуз ("я страдаю, никто мне не поможет"), а даже – желание помучить других своими страданиями.
За что, честно говоря, мазохисты часто огребают от других в жизни.
Спросим у Лоуэна
Лоуэн также указывает, что мазохист хнычет и жалуется, но остается покорным. Именно это качество он относит к главному "гвоздику", на котором держится мазохизм.
Человек не берет на себя ответственность, а ждет помощи от другого. Например, по-глупому: от того, от кого он пострадал.
Так что там с личностью?
А с личностью все сложно. Человек такого склада действительно очень нуждается в других людях (или, точнее, в Главном Человеке). Мазохиста отличает надежда на другого человека, который придет и спасет, поймет и примет.
При этом вытесняется собственная плохость, страх одиночества и еще много чего.
В итоге желание раствориться в другом, расслабиться наконец не реализуется.
Просто потому что есть привычка, что любовь – это страдание. Поэтому конечной точки ("все хорошо, тебя любят") просто невозможно достичь.
Доктор, это лечится?
Мазохистическим людям рекомендуется:
- научиться заботиться о себе;
- интересоваться собой, а не тем, кто принесет взамен за страдания "все бобро мира";
- перестать верить в справедливость и несправедливость (все хорошее рано или поздно оплачивается добром, все плохое – наказывается);
- соединить в себе хорошую часть ("сделать другим хорошо") и плохую (перестать страдать, заботиться о себе).
И тогда наступит наконец не мазохистическое, а здоровое счастье.