Про писателя, которого сейчас читает, тоже рассказал.
В ноябре 2017 года в Казани открылась творческая резиденция Константина Хабенского АРТХАБ. Площадку создали, чтобы поддерживать проекты в сфере театра или кино. Участникам очередного питчинга повезло лично рассказать Хабенскому о своих идеях. Предлагали, например, адаптировать «Травиату» Верди для небольшого театрального зала, снять сериал об искусственном интеллекте в Иннополисе или короткометражку про любовь студента КФУ и акробатки казанского цирка, которая никакая не акробатка, а инопланетянка.
Когда питчинг закончился, актер и режиссер ответил на вопросы «Площади Свободы».
— Константин Юрьевич, как по-вашему, главная проблема отечественного кино — в отсутствии хороших сценариев, в постпроизводстве или, может быть, это проблема актерской школы?
— Вы перечислили все, что является проблемным, только, наверное, в разных регионах разные проблемы. В Казани это — нехватка кадров и, соответственно, нехватка образования. Поэтому АРТХАБ пытается, в какой-то степени, устранять эти пробелы, проводить мастер-классы, создавать проекты. Чтобы люди, которые хотят заниматься сценарным делом, режиссурой и операторской работой, обогащались путем общения с другими людьми, которые прошли жизненный путь в этих профессиях. Но основная проблема — нехватка идей и сценариев.
— Она как-то связана с проблемами в современной русской литературе: слово не развивается или просто классные сценаристы не доходят до режиссера?
— Я не готов сейчас вам сказать, насколько проблематична история с современной русской литературой. Это, скорее, к тем, кто ею профессионально занимается и следит. Но я не вижу серьезного застоя, и более того: я вам скажу, современные продюсеры, работающие с фильмами разных жанров и масштабов, очень пристально следят и сразу же выкупают права, если что-то достойное выходит из-под пера наших писателей.
— Что-нибудь из недавно вышедших произведений, как читатель, можете выделить?
— Выделять никого не буду. Сейчас с большим удовольствием читаю Александра Филиппенко — это наш с вами современник.
— По поводу произведений другого нашего современника, Александра Цыпкина, рассказы которого вы читаете со сцены в «БеспринцЫпных чтениях», на Фейсбуке недавно разгорелся спор — одни критиковали, другие защищали. Вы как считаете: Цыпкин все-таки создает сценарии или это рассказы, а значит — полновесная литература?
— У каждого свое мнение. Кто-то видит в этом законченную заявку на фильм — короткометражный или многосерийный. Я в этих историях вижу рассказы, которые я беру, и мы вместе с Сашей читаем со сцены. В этих рассказах очень точные попадания в ассоциативные ряды, которые меня цепляют.
— Сегодня вы сделали несколько замечаний по синопсисам участников питчинга. Можете выделить какую-то общую тенденцию в их работах?
— К нам приходят, в основном, с заявками и идеями. Прочитать сценарии в таком формате времени нет. Мы отдаем их людям, которые профессионально этим занимаются. Я могу ответить на вопрос о том, «хороший это сценарий или плохой», только с эмоциональной точки зрения. Люди, которые понимают структуру сценария для фильма, лучше скажут, в чем прокол, а в чем победа ребят, которые сегодня принесли свои сценарии.
— Вас зацепил какой-нибудь из представленных проектов?
— Да. Я считаю, что не зря собрались, есть о чем поговорить. Даже, казалось бы, в дурацких предложениях нашлось место для фантазии.
— Спрошу о финансовой стороне творческого процесса. Одни фильмы снимаются на деньги государства, другие — на частные инвестиции. Уголовное дело в отношении Кирилла Серебренникова вызвало дискуссии на счет того, стоит ли брать бюджетные деньги на свои проекты или отказываться и ограничиваться авторским кино?
— Что вы называете авторским кино — бедным, за две копейки?
— Скорее, это кино не для всех.
— По причине чего не для всех?
— Это дело вкуса.
— По причине того, что оно не интересно большому зрителю? Ну, вы знаете, если вкус своеобразный и не затрагивает других людей, то это скучно и неинтересно для большинства. Мы здесь собираемся, чтобы познакомиться с людьми, чьи идеи будоражат и нас в том числе. И мы, если нам проект нравится, пытаемся его дальше развивать, привлекая сценаристов и продюсеров. То, что нам нравится, мы несем бережно дальше. Не факт, что это на сто процентов получится, но попытка соединить идеи местного уровня с воплощением федеральным — это, наверное, главная наша задача.