Ну вот мы и добрались до метанавыков третьего уровня, которые необходимы для того, чтобы преодолеть кризис самостоятельности и закрепиться на очередном уровне развития, который в нашей модели называется Необходимость. Человек, преодолевший кризис самостоятельности, уже не нуждается в опеке или защите группы, и в состоянии худо-бедно самостоятельно существовать в этом мире. Ключевым условием для преодоления этого кризиса является актуализация третьей базовой линии развития – линии развития навыков реализации, о чем мы уже говорили. Но и определенные новые качества владения и управления физическим телом совершенно необходимы. Прежде всего, это способность поддержки необходимого уровня работоспособности и преодоления трудностей и сопротивления физического тела, то есть способность в нужное время делать нужную работу в необходимом объеме. В совсем сжатом виде этот навык можно сформулировать так – нужно чтобы на все необходимые дела, которые нужно сделать, хватало энергии.
Как и у любого метанавыка, в нашей модели можно выделить в нем условно мужскую и условно женскую составляющую. Первая из них – это умение преодолевать сложности, мобилизовать необходимый уровень физической активности, делать то, что непривычно, тяжело и, возможно, не очень приятно, применять физическую силу и пр., то есть напрягаться, и даже тогда, когда не очень хочется. Женская составляющая навыка включает умение достигать баланса в напряжении - расслаблении, контролировать уровень напряжения, понимать то, когда и в каком объеме необходим отдых для восполнения ресурсов. Именно гармоничное сочетание двух этих составляющих навыка гарантирует оптимальное распределение усилий при реализации различных жизненных задач.
Дисбаланс в ту или иную сторону в конечном итоге приводит к одному из негативных сценариев – перенапряжение, перерасход ресурсов физического тела, и, как следствие, хронический стресс и итоговое выгорание. Такой сценарий типичен для трудоголиков разного рода, которые на протяжении долгого времени перерасходуют свои ресурсы, что в результате приводит к сложностям со здоровьем и психикой. Другой пример проявления этого вида дисбаланса – перетренировка, чаще всего она случается у спортсменов, не очень квалифицировано относящихся к процессу. Но имеются проявления перетренировки и у представителей других профессий, например, у музыкантов существует понятие «заиграть руку», то есть перенапрячь ее в процессе репетиций и упражнений, что в последствии требует длительного восстановления и лечения (так, известный русский музыкант А. Скрябин вынужден был из-за этого прервать карьеру концертирующего пианиста). Этот эффект перенапряжения может проявиться и в умственной работе, и в процесс обучения, и вообще, в любом виде деятельности.
С другой стороны, обратный дисбаланс приводит к неспособности выходить из зоны комфорта. А выходить из этой зоны необходимо при реализации мало-мальски сложных задач. Отсутствие этого навыка приводит к неспособности мобилизоваться и преодолевать какие-либо сложности. В результате появляется апатичная, слабая личность, неспособная состоятся в профессиональной деятельности, достигать целей и приносить пользу себе и окружающим.
Целью развития навыков группы Ф3 (мета-навык физической линии развития 3-го уровня)_ является способность человека находить баланс в напряжении и отдыхе для достижения оптимального распределения сил в процессе достижения результата. Тренированный в этом навыке человек способен формировать состояние «НАПРЯЖЕНИЕ НА ГРАНИЦЕ УДОВОЛЬСТВИЯ» о котором мы уже говорили. Это состояние получения удовольствия от «усилия в работе», какой бы она не была, с одной стороны, и отсутствия перенапряжения и усталости, с другой. Это состояние, в котором наш тон повышается с максимально высокой скоростью, в независимости от характера усилия. Это может быть физическая тренировка, закаливание, работа, творческое увлечение, обучение, получение знаний и вообще любой вид деятельности. В любом виде активности можно моделировать это исключительно продуктивное и полезное состояние.
На самых первых стадиях развития навыка Ф3 все сводится к простым задачам: сидеть на определенном месте некоторое количество времени во время урока; заниматься спортом в спортивной секции и делать непривычные физические упражнения; делать простую физическую работу, которая требует напряжения – мыть посуду, управляться с простейшим строительным инструментом, убирать квартиру и пр. На этом этапе воспитания все внимание уделяется именно навыку преодоления сопротивления тела, только это считается важным, и крайне мало внимания уделяется второй составляющей навыка. Удовлетворение потребности в отдыхе и расслаблении представляется естественным и не требующим внимания, однако именно неумение правильно и оптимально отдыхать является главное проблемой при реализации сложных и долгосрочных целей в дальнейшем. Именно поэтому в большинстве случаев вторая составляющая навыка требует большего внимания уже в зрелом возрасте. Об оценке уровня владения навыком Ф3 и о том, как его тренировать мы поговорим в следующем выпуске.
Ну а те, кто хочет последовательно развиваться в рамках нашей модели и заодно помочь нам в реализации нашего проекта «Школа счастья», могут протестировать наши задания – они тут.
Гриша Сотников. 24.04.2019.