Средняя подводная лодка С-189 проекта 613, пришвартованная у набережной Лейтенанта Шмидта, является представителем первой послевоенной серии советских ПЛ. Это была самая массовая серия отечественных подлодок (построено 215 ед. в СССР и еще 21 в Китае).
С-189 была построена на заводе №189 (тогда им.Серго Орджоникидзе, ныне Балтийский завод) в 1954г. Несла службу на Балтийском флоте, совершала походы в Атлантику. С 1986г в резерве, в 1990г выведена из состава флота.
Путь лодки к её нынешнему статусу был непростым. После вывода она была заброшена и в 1999г затонула в Кронштадте. В 2005г на средства ветерана ВМФ и бизнесмена А.А.Артюшина, при поддержке ветеранов-подводников, лодка была поднята, отреставрирована и с 2007г является частным музеем.
Проект 613 был разработан в 1946-48гг. Строительство велось с 1950 по 1957г (в 1960-64гг еще 21 ед. была построена по лицензии в Китае). Лодки служили на всех флотах Советского Союза. Многие модверглись модификациям, а также были переоборудованы для испытаний новых ракет и другого вооружения.
С конца 1970х годов подлодки проекта 613 начали выводиться из состава флота. Порядка 40 лодок было передано другим странам (Индонезия, Египет, Сирия, Болгария, Албания, КНДР, Польша).
Водоизмещение, надв./подв. - 1050/1350 т; Размеры - 76 х 6,3 х 4,5 м; Двухкорпусная, разделена на 7 отсеков (1й, 3й и 7й - отсеки-убежища); Глубина погружения рабочая 170 м (предельная до 200 м);
Скорость, надв./подв. - 18 / 13 уз.; Дальность: до 8500 миль (надводная, на 10 узлах)/ 350 миль (подводная, на 2 узлах); Экипаж 52-54 чел. (в т.ч. 8-10 офицеров);
Вооружение: 4 носовых, 2 кормовых 533 мм ТА (боекомплект - 12 торпед или 22 мины) Изначально имелось также артиллерийское вооружение: по одной спаренной 57 мм (СМ-24-ЗИФ) и 25 мм (2М-8) установке. После 1956г они были сняты.
Вход в лодку-музей через специально сделанный люк сразу за ограждением рубки (так что посетители попадают сначала в 4й отсек).
1-й отсек - торпедный. Здесь находятся 4 носовых торпедных аппарата, хранились 6 запасных торпед и жили торпедисты.
2-й отсек - жилой и аккумуляторный. Здесь находятся кают-компания, каюты офицеров, радиорубка, в трюме - аккумуляторы.
3-й отсек - центральный пост (главный командный пункт).
4-й отсек - жилой и аккумуляторный. Здесь находились каюты и кают-компания старшин, камбуз, в трюме - аккумуляторы. На С-189 он заметно переделан - сверху вырезан люк, через котрый попадают на лодку посетители, здесь же находятся касса, сувенирная лавка, другие помещения для музейных нужд. Сохранилась камбузная плита:
5-й отсек - дизельный. Здесь находятся 2 двухтактных 6-цилиндровых дизеля 37Д по 2000 л.с. каждый.
6-й отсек - электромоторный. Здесь установлены 2 главных гребных электродвигателя (ГЭД) ПГ-101 по 1350 л.с. и 2 электродвигателя экономхода ПГ-103 по 50 л.с.
7-й отсек - торпедный и жилой. Внём расположены 2 кормовых торпедных аппарата (без запасных торпед).
Лодка открыта со среды по воскресение, с 11 до 18 часов.
Расположена у набережной Лейтенанта Шмидта, напротив 16 и 17 линий Васильевского острова.
Координаты 59.932, 30.275