Очень часто новички, когда слышат о негативном (отрицательном) пространстве, думают, что это что-то плохое)). На самом деле все гораздо позитивнее. Простыми словами, негативное пространство - фон. То, что находится вокруг объекта (иногда внутри) и остается пустым. Но, на самом деле, он не всегда будет пустым. Даже светлое пятно в композиции или светлый белый фон несет куда больше информации для зрителя. Фон всегда объединяет предметы между собой, дает зрителю направление и может использоваться для тоновых акцентов, которые подчеркнут характер предмета или саму идею.
Негативное пространство может не только подчеркивать, но и формировать силуэт предмета. Оно также помогает сконцентрировать внимание на объекте и задать настроение работе. А может повлиять на возникновение оптической иллюзии. Смотрите первый пример. Если посмотреть на правую сторону рисунка, то там можно увидеть, что негативное пространство формирует либо бокал, либо два лица в профиль. Видите?
Конечно же, негативное пространство не всегда гладкое и однотонное. Например, если на рисунке изображена птица в небе, то небо в данном случае будет тем самым негативным пространством. А в небе могут быть и облака, которые задают настрой и погоду в вашей работе. Но как-только облака начнут отвлекать зрителя от самого объекта (например, слишком живописны, контрастны и детализированы), то они уже не будут отрицательным пространством.
Работать с негативным пространством нужно всегда, потому что пространство, которое окружает предмет, не менее важно, как и сам предмет. Например, вы нарисовали много мелких предметов на весь лист бумаги и “забили” ими все пустые фрагменты, так что у же новый предмет нельзя “втиснуть”. Что получается? Негативного пространства нет, также как и концентрации на любом из этих предметов. Они сольются в одно пятно и зритель не сможет оценить, где будет композиционный центр, а значит, его взгляд на картине не задержится. Конечно же, если мы выделим один из предметов по форме и по размеру, тогда взгляд упадет именно на него. Но это уже к элементам композиции, которые мы рассмотрели ранее.
Когда мы говорим о настроении картины, но негативное пространство дает эмоции и ощущения. Например, если мы изобразили мелкий одиночный предмет на огромном фоне, то у зрителя возникнет чувство одиночества и пустоты, потери, тревоги.
Если предмет слишком большой и заполняет практически всё отрицательное пространство или упирается во все стороны картины (смотрите фото картины “Демон сидящий” М. Врубеля), то у зрителя может возникнуть чувство замкнутости, тесноты.
То есть, предметам в композиционном плане нужно давать “дышать”. Этот прием с давлением пространства на предмет (когда он маленький, а фон большой) или с предметом, который давит на пространство, можно использовать, если это элемент (прием) для вашей задумки (идеи).
Также пространство должно работать. И желательно во благо вашей идеи. Оно должно гармонировать и дополнять предметы. Также объединять их.
Помните, что композиция в работе заключается не только в самом объекте (позитивном пространстве). На удачную работу влияют все факторы, которые мы рассмотрели уже в рамках курса #aрткурс_стамо.
И на последок еще один пример того, как негативное пространство дает новые формы (птицу).
Если информация была для вас полезна, не забывайте поставить лайк и подписаться на канал (здесь уже масса полезных статей, которые помогут ответить на ваши вопросы).
Также, в онлайн Школе Стамо 29 апреля стартует марафон "Акварельная весна", где у вас будет возможность порисовать с акварелистом международного уровня Софией Родионовой (4 мастер-класса в рамках марафона, а это 17 полезнейших видео о технике акварели, композиции, тона и тд). Присоединяйтесь. Более подробное описание здесь.
Меня еще можно найти в Инстаграме.