«Мертвые не носят пледов» как экспериментальный нуар
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки!
День добрый, дорогие друзья! Вас вновь развлекает историк и писатель Андрей Васильченко. А поскольку данный канал посвящен рассказам про нуар, то развлечения у нас по большей части мрачноватые. Хотя мне это делать совершенно несложно, так как я кроме всего прочего - специалист по ретрокультуре и автор культурологического бестселлера, книги «Пули, кровь и блондинки. История нуара»
Сегодня мы перенесёмся в 1982 года. С одной стороны, мы видим гениальную ленту «Бегущий по лезвию», ставшую апофеозом нео-нуара, который скрестили с фантастикой тем самым задавав каноны киберпанка. С другой стороны, на экраны выходит провокационный фильм «Жар тела», который становится точкой отсчёта для пост-нуара. Именно в это время известный и талантливый комедийный актёр Стив Марти задумывает смелый эксперимент. Он решает сделать пародию на нуар
Пародии на нуар не редкость в рамках современного кинематографа. Но не всегда они принимаются публикой, как случилось в 1945 году в отличной комедий «Леди в поезде» (где главную роль играет обожаемая мною Дина Дурбин). Надо также подчеркнуть, что пародии братьев Коэнов настолько уточенные, что и не всегда понятно, что это - пародии. Надо обладать очень хорошим воображением, чтобы понять, что «Болльшой Лебовски» - это пародия на «Глубокий сон» (1947), а «Перекрёсток Миллера» - на «Стеклянный ключ» (1942)
Стив Мартин решил не создавать высоколобое творение, а потому кое-где юмор оставляет желать лучшего. Как бы то ни было, но лента «Мертвые не носят пледов» стала самой известной пародией на нуар. Причем, пародией уважительной, а не дешевой издевкой. Создатели комедии учли одну особенность нуара – включенность в него элементов «реальной жизни». Это могли быть документальные кадры, газеты, отрывки радио сообщений. Нередко классические нуары снимались прямо на улицах Лос-Анджелеса (или Нью-Йорка), а потому сейчас используются едва ли не как «отчасти» документальные ленты.
В «пледах» общее действие адаптировано под стилистику фильмов 40-ых годов. Черно-белые кадры, одежда, манеры съемки. Но это отнюдь не самое важное. В действие пародии вмонтированы кадры из эталонных нуаров. Причем вмонтированы настолько искусно, что «швов» не видно, а потому при первом просмотре возникает ощущение легкой паранойи, что как раз характерно для нуара. В итоге в фильме 80-хы годов внезапно возникают звезды прошлого: Хамфри Богарт, Вероника Лейк, Аллан Ледд. Нуар-реальность как бы вошла в пространство пародии
Сайт про нуар http://noir-film.ru/
Если говорить о фильмах, отрывки которых оказались интегрированными в пародийное действе, то можно перечислять все эталонные нуары 40-ых годов: «Стеклянный ключ», «Оружие для найма», «Белое каление» (хотя это уже задел 50-ых годов) Приятелем главного героя частного детектива Рипли выступает небезызвестный Филипп Марлоу в исполнении Богарта. Действие, как и положено нуару, запутано, спонтанно и не совсем предсказуемо. Если вы любите нуар, то вам понравится. Если вы ожидаете комедию саму по себе – то не факт. Тут, как говорится, фильм на любителя
На сегодня мы завершаем наш рассказ. Однако уже завтра продолжим моцион по темным подвалам нуара. А потому не забывайте читать наш канал. Искренне Ваш Андрей Васильченко