Продолжаем тему развития речи на втором году жизни ребенка.
Подборка активных игр на развитие речи.
Неделя одежды.
Игра «Одень куклу».
Можно предложить малышу одеть куклу с обязательным проговариванием действий. «Давай оденем куклу Машу. Наденем на неё платье. Посмотри, какое красивое платье у Маши. Платье розовое, пышное. Маша пойдёт гулять в красивом платье». Обратите внимание слово «платье» повторяется многократно с различными признаками.
Очень полезно провести эту игру с бумажной куклой. Для этого достаточно вырезать из картона бумажную куклу и нарисовать несколько различных предметов одежды. Эта игра легко встраивает изучаемое слово в различный контекст, расширяя представление о понятии различными признаками. Действительно, весьма несложно нарисовать и длинное платье, и короткое, различных цветов, платье с кармашками и без, с пуговками и т. д. Такую игру можно усложнить, предложив малышу надеть розовое, длинное, с рукавами и т. д.
Игра «Нарисуй платье».
Малыши в возрасте 2 лет ещё не умеют рисовать определённые предметы. Поэтому мама заранее рисует платье и предлагает ребенку его раскрасить. При этом необходимо проговаривать все действия ребёнка. «Оля рисует красивое платье. Она взяла карандаш и будет раскрашивать платье. Какое платье получилось у Оли? Оля нарисовала зелёное платье. Платье очень красивое».
Игра «Найди платье».
Мама прячет платье в комнате и предлагает малышу его найти. Помним, что слово «платье» постоянно звучит и в этой игре. «Где же моё платье? Помоги мне его найти. На стуле платья нет. На столе платья нет. Под подушкой платья тоже нет. Где же моё платье? Ах, вот оно. Я убрала платье в шкаф».
Игры-имитации.
Жёлтые сапожки.
Представь, что у тебя есть красивые жёлтые сапожки. Давай обуем сапожки! (покажите, как можно имитировать движения обувания сапог) — Надел сапожки — ну-ка потопай! А теперь слушай внимательно и повторяй за мной движения:
Бежали по дорожке Жёлтые сапожки.
Жёлтые сапожки У малышей на ножках(лёгкий бег).
Устали наши ножки,
Бежали по дорожке.
Погладим наши ножки (лёгкие поглаживания ног ладонями).
И отдохнём немножко (спокойно лечь на спину и отдохнуть).
П. Волков
На рубашке у Петра
Утром вылезла дыра.
Может, кто-нибудь другой
И надел её с дырой.
Но не Петя.
Он опрятен
И не терпит дыр и пятен.
Взял иголку: «Где ты там?»
И зашил без мамы — сам!
Е. Гвозденко
Ботинки
Почему же у Иринки
Перессорились ботинки?
Отвернулись друг от друга.
Стало ножкам туго-туго.
И не хочется гулять,
И шнурков не завязать.
Улыбается Иринка:
-Что за глупые ботинки!
Перепутали вы ножки,
И не манят вас дорожки.
Спать пора
Вот и солнышко садится,
Значит надо спать ложиться.
Не зову на помощь маму,
Одеваю сам пижаму.
Платье Что за платье у Настюши!
Всюду банты, ленты, рюши!
Вот так чудо, очень мило.
— Мне его сестричка сшила.
Ванечка
Как наш вырос Ванечка!
Сам одел он маечку,
Сам одел он брюки,
сам помыл он руки.