Продолжаем разговор о проблемах речи детей до 2 лет...
Смоделируем ситуацию с ребёнком. Он ежедневно слышит множество новых слов, не всегда понимая значение. Есть ли у него уверенность в том, что он слышит их правильно и может их воспроизвести? Возможно, родителям стоит подумать над неким фильтром собственной речи, который позволит малышу запомнить основные определения? Эта простая мысль натолкнула меня на специально организованные занятия с дочкой.
Я решила, что вводить какие-то новые слова надо постепенно. Мы проведём неделю «одежды», неделю «игрушек», неделю «продуктов» и так далее. Порывшись в пособиях для воспитателей и подключив собственную фантазию, я принялась за дело. Всю неделю я играла, рассказывала своей дочке об одежде. При этом, я выбрала всего несколько слов: платье, майка, колготки, пальто, шапка. Я старалась весь день чётко произносить эти слова в контексте всевозможных занятий. Уже через пару дней, я почувствовала, что можно добавить и обувь. Изменения были заметны. Дочка не торопилась повторять эти слова за мной, но я видела по быстрой реакции, что определения она запомнила хорошо.
Следующая неделя стала фруктово-овощной. Я не забывала довольно часто повторять слова первой недели. Затем наступила неделя игрушек. Внезапно наши занятия пришлось прервать, я попала в больницу, с малышкой осталась бабушка. Когда я забирала ее через две недели, то думала, что придётся начинать все сначала, но моя девочка приготовила мне сюрприз. Мы ехали в переполненном вагоне пригородного поезда. Дочка устала сидеть на месте и порывалась пройтись по вагону. Я несколько раз сделала ей замечание, пыталась отвлечь играми, но тщетно. В отчаянье, я прикрикнула: «Да слышишь ты меня?» Она подняла на меня свои васильковые глаза и довольно спокойно произнесла: «Да слышу я, слышу». После всех её «Пруа, дай, га-га, мяу» это была первая сложная фраза, да ещё и выстроенная не совсем обычным способом. А сколько достоинства при её произнесении! Весь остаток пути я выслушивала непрекращающийся словесный поток ее речи.