Почти у всех хороших и продуктивных руководителей я подмечаю эти техники. Кто-то научился им на управленческих тренингах, кто-то пришел к ним интуитивно.
Здесь речь о топах, руководителях высшего звена, в подчинении у которых много людей и направлений. Они физически не могут держать в поле зрения все и сразу и разбираться в каждой детали. При этом у сотрудников всегда создается впечатление, что босс вездесущий, во всем разбирается и всегда «в теме».
1) Три уровня вопросов
Еще я называю этот прием «сверло».
Просто физически не может крупный руководитель вникать во все детали дел подчиненных. Но демонстрировать контроль нужно, при чем, делать это убедительно.
Смысл этой техники в том, что, беря первую попавшуюся тему или ситуацию, руководитель начинает «сверлить». Сначала задает вопрос общего плана, потом более глубокий, потом спрашивает что-то детализированное углубленное.
Например:
- Как у вас с продажами в ноябре новогодней подарочной серии
- Недовыполнили план на 15%
- А причина в том, что клиенты берут хуже, чем в прошлом году или не хватило товара на складе?
- Основную партию товара только в конце месяца завезли
- Кто составлял задание логистам и какой срок указывал?
- Наш начальник отдела
Этот прием страшен и опасен тем, что неожиданно вскрываются неприятные факты, указывающие на промахи конкретного сотрудника. А обратно дороги нет. И нужно либо разбираться дальше, либо принимать меры относительно этого человека.
2) Нагрузка 120%
Помните принципы постановки целей по SMART? Так вот одно из главнейших условий выполнения цели – это ее реалистичность.
Если нагрузить человека на 200%, 300%, 500% он либо сделает плохо и упустит важное, либо надорвется, сорвется и все равно на каком-то этапе даст осечку.
Не бывает такого, чтоб в стакан емкостью 200 мл налили 600 мл, и вся вода в нем осталась. Через край польется в любом случае.
Ну и нагружать меньше нормы тоже вроде как нельзя. Всем нужны эффективные сотрудники.
Опытный руководитель чувствует этот баланс. Он нагружает, нагружает много. Но не так, чтоб совсем задавить. Когда у сотрудника дел чуть больше, чем надо выполнить, он ускоряется, кое-где оптимизирует, и, в общем-то выкручивается и дает результат.
3) Выборочный контроль
Если руководитель ни с того ни с сего начал расспрашивать про старого клиента, про модель оборудования или решил присутствовать на переговорах с мелким поставщиком – это все не от скуки. Он применяет технику выборочного контроля.
В большей степени это психологический прием. Так сотрудники ведут себя собраннее, ведь в любой момент вездесущий топ может проникнуть, начать задавать неудобные вопросы.
4) Назначение одного ответственного
Несмотря на то, что это база и классика управленческого контроля, многие руководители пренебрегают эти правилом. Надеются на честность, ответственность и сознательность сотрудников. Или для них что-то очевидно. Только, как практика показывает, что очевидно для главного - для подчиненного это ясно не всегда.
В связи с этим мудрые и опытные боссы не только по крупным проектам, но и по мелким задачам, назначают одно ответственное лицо. Ибо они знают, когда ответственные все – значит, спросить в итоге будет не с кого.
Если в этих приемах Вы узнали свои методы, поздравляю! Как руководитель Вы достигли определенного уровня. Если в этих приемах Вы узнаете своего босса, значит, работать Вам придется много и «свободной зоны» будет меньше.
Вера Бокарева, тренер-консультант по продажам и маркетингу, д.с.н.
Читайте больше на нашем канале:
Как быстро сделать карьеру: 8 правил карьериста
Демотивирующий стиль управления
Почему сотрудники плохо работают? Вы не знаете волшебное слово