Именно второй год моей дочки стал для меня главным экзаменом мамы. Уже в год словарный запас достиг 10 слов, но на этом процесс остановился. Она продолжала оперировать словами-обозначениями, активно включая мимику и жесты, при этом не спешила добавлять в свой лексикон новые слова. К двум годам стало очевидно, что ребёнок значительно отстаёт от своих сверстников. Позже я узнала, что у этой проблемы было медицинское решение. Но тогда, будучи совсем неопытной мамой, я не знала, где искать ответ. Я перечитала множество книг по педагогике и психологии, пока не поняла простую истину. Если хочешь чему-то научить ребёнка, попробуй взглянуть на проблему его глазами.
Попробуем взглянуть глазами моей 2-летней дочки. Она довольно активна и её познавательный интерес требует речевого сопровождения. Это очевидно, достаточно посмотреть на отчаянные жесты и мимику, заметить раздражение, когда взрослые не понимают, что она хочет сказать. Она сгруппировала множество понятий, объединив их одним словом-обозначением. Различное толкование, на её взгляд, вносят все те же жесты. Малышка хорошо понимает, что я ей говорю, но не торопится воспроизвести мою речь. Воспроизведение затруднено. Причины могут быть различны. От физиологических особенностей речевого и аппарата до моей невнятной речи. В случае с моей дочкой оказалось, что проблемы была в плохом запоминании слов. Если представить, что я попала в страну, где все говорят на незнакомом мне языке, где всего несколько слов мне кажутся знакомыми, значит ли это, что я могу повторить эти слова? При каких условиях они войдут в мой лексикон? Я должна чётко разобрать их произношение и запомнить. И все. Как мы знаем, что лучший способ запоминать — многократно повторить.