Осторожно, статья для внимательного чтения!
Выжимка самого важного и полезного из современных исследований и теорий мотивации, которую я дополнил практическими советами.
Сначала будет теоретическая часть про то, как устроена наша мотивация. И она, к сожалению, долгая. Серьезно, оцените свои силы😊. Если хотите, можете сразу переходить к рекомендациям: они во второй половине статьи.
ПОЧЕМУ МЫ ВООБЩЕ ЧТО-ТО ДЕЛАЕМ?
Или как устроена наша мотивация.
Наше поведение объясняется сочетанием двух факторов: личности и ситуации. Один и тот же человек сегодня в разговоре пошутит, а завтра будет отмалчиваться.
Возьмем первый фактор – личность. Личностная мотивация – сложная изменчивая конструкция, которую условно можно разделить на 4 блока:
1) Потребности
По Леонтьеву есть три уровня потребностей: психофизиологические, социальные и духовные. Авторы самой востребованной сейчас в мире мотивационной теории «самодетерминации» (SDT) Деси и Райан выделяют также три базовых психологических потребности: автономия, компетентность и взаимосвязь с другими людьми.
Автономия – это потребность принимать решения самому. Компетентность – это стремление быть эффективным, справляться со своими задачами. Взаимосвязь с другими людьми означает желание иметь крепкую связь со значимыми людьми и быть понятым и принятым ими. Запомните эти потребности, они нам еще пригодятся
2) Ценности
Если потребности индивидуальны (хотя и одинаковы у всех), то ценности - полностью результат влияния нашего окружения. Родись вы 50, 100 или 500 дет назад, набор ваших ценностей и норм был бы совсем другим.
3) Цели
Поведение может определяться целями, которые вы ставите. Только помните, цели могут быть внутренними (основанными на ваших потребностях) и внешними (навязанными обществом).
4) Когнитивные установки
А вот это для меня одно из самых важных открытий ученых! Оказывается, действуем мы или нет часто зависит от того, как мы воспринимаем ситуацию и свою возможность на нее повлиять. Считаем ли мы, что наша жизнь зависит от внешних событий или от внутренних причин («локус контроля»), что нет связи между прикладываемыми усилиями и результатом («синдром выученной беспомощности»). То, как мы реагируем на неудачи и каким факторами их объясняем. Доказано, что если человек приписывает неудачу себе (точнее — своим способностям), то это приводит к отказу от продолжения деятельности. А если – контролируемым (по его оценке) внешним или внутренним обстоятельствам, то продолжает усилия, и неудача его не останавливает.
Еще один важный момент. Деси и Райан подчеркивают, что для мотивации (и удовольствия от жизни!) принципиально важно, чтобы человек, считал, что причины происходящего находятся внутри него. И любое внешнее побуждение будет эффективно работать, только когда оно, пройдя через ряд этапов, станет восприниматься как внутреннее стремление человека. Например, оценки в школе сами по себе не мотивируют детей учиться хорошо, т.к. воспринимаются детьми как часть внешней системы принуждения.
Теперь давайте соединим первый фактор «личность» со вторым «ситуация» и посмотрим на получившуюся модель действия, которое мы совершаем.
Смотрите, словно масло в двигателе, которое облегчает ход деталей, наше понимание связи данной ситуации, своих действий, целей, ожидаемого результата и последствий способствует выполнения любого действия.
КАК МОТИВИРОВАТЬ НА ДЕЙСТВИЯ?
Практическая часть.
6 шагов, которые нужно совершить ДО действия:
Шаг 1. Используйте ценности!
Используйте влияние группы. Если мотивируете себя, найдите людей со схожими интересами и целью. Если вы руководитель, сделайте так, чтобы сотрудники узнали и разделили ваши ценности (например, клиентоориентированность).
Это кажется сложным, хотя решение есть. Вспомним ученых: ценность должны попасть «внутрь» человека. Для этого сначала внедряйте нормы – поощряйте и наказывайте за то, что действительно считаете важным. Далее, важно, чтобы человек начал себя оценивать в соответствии с вашими нормами (как минимум, внедрите рейтинги и соревнования). И последний этап – сделайте так, чтобы сотрудник сам стал говорить о том, почему эти ценности так важны.
Шаг 2. Работайте с когнитивными установками!
Для начала узнайте их. Если они негативные и мешают (от меня ничего не зависит, неудач лучше избегать и т.д.), дело плохо. Таких сотрудников лучше бы отсеивать еще при отборе. Считается, что эти установки формируются до 12 лет (привет, родителям!) и потом плохо корректируются. Но, как вариант, попробуйте использовать контрпримеры – людей, у которых все получилось.
Шаг 3. Соотнесите личные цели с результатом действия!
Хочешь заработать - нужно выполнить месячный план продаж. Хочешь похудеть – пробежка уберет 1000 ккал. Только, если это ваши сотрудники, потрудитесь сначала узнать их личные цели.
Шаг 4. Покажите, что пора действовать и это не сложно!
«Сегодня/сейчас сделай этот простой первый шаг».
Шаг 5. Свяжите действия и ожидаемый результат. Вдохновите!
«Да, эти простые упражнения действительно приведут к потере 5 кг. за неделю. Вот как это работает…». Поддерживайте, используя потребность в компетентности: «С твоим опытом, ты точно с этим справишься».
Шаг 6. Свяжите ожидаемый результат и последствия!
«Нам нужно выполнить план продаж не потому, что это задача компании. Давайте посмотрим к каким последствиям для каждого приведет выполнение или невыполнение плана…».
3 принципа ВО ВРЕМЯ действия:
- предоставляйте информацию об успехах по каждой отдельной задаче
- по возможности давайте выбор выполнения способов выполнения задачи
- меньше контроля. Это убивает мотивацию!
ВЫВОД: мотивировать правильно совсем не просто. Нужно узнать человека заранее, многое объяснять ему в процессе и правильно поддерживать настрой. Да, еще делать все так, чтобы, это не воспринималось как внешнее давление. Роль личного примера тоже никто не отменял. И все же, сотни исследований говорят: игра стоит свеч.
А вы согласны с учеными? Пишите комментарии, подписывайтесь на канал.