Попытка идентификации Двенадцатого камня наперсника
Только Синодальный перевод идентифицирует Двенадцатый камень хошена, «масоретскую» яшфе, как яшму.
Берилл
Вульгата и «Иудейские древности» относят Двенадцатый камень хошена к бериллу однозначно, а в «Иудейской войне» и Септуагинте нарушен порядок следования камней применимо к Двенадцатому камню, но и они не отрицают, что в четвёртом ряду хошена берилл присутствует.
Только берилл…
Учитывая же максимальную степень идентификации хризолита (оливина, перидота) и оникса в качестве Десятого и Одиннадцатого камней соответственно, Двенадцатым камнем может быть исключительно берилл.
Проблема в том, что берилл – не только камень… Это ещё и семейство камней! К коему числу принадлежит и Третий камень хошена – изумруд, и аквамарин, и гелиодор, и александрит.
«Был смесью всех двенадцати цветов»
«Масла в огонь подливает» и Мидраш Раба, согласно которого Двенадцатый камень был «смесью всех двенадцати цветов». Это как?
Ещё можно понять спектральную «фокусность» (в смысле трюка, а не термина оптики) радужного «семицветия», в максимальной экзальтации дающего ослепительно белый цвет…
Но «смесь двенадцати цветов»? Это представляется слабо.
Хамелеон?
Или нам «прозрачно намекают» на способность Двенадцатого камня менять цвета в зависимости от освещения?
А учитывая, что свойством хамелеона обладает исключительно александрит, указывают «из глубины веков» именно на него в идентификационных «штудиях»? Быть может.
Но для «чистоты эксперимента» рассмотрим и аквамарин, и гелиодор, и александрит, «оставив в покое по заповеди» только изумруд.
Третий камень Второй камень Первый камень
Шестой камень Пятый камень Четвёртый камень
Девятый камень Восьмой камень Седьмой камень