Так уж вышло, что я очень люблю спорт, но только как болельщик. Даже в школе я не особо любил гонять мяч, зато матчи условной Лиги Чемпионов смотрел в запой и со смаком. Единственный вид, где я чувствовал себя максимально уверенно - это картинг. Возможно, поэтому для меня автоспорт стоит даже выше футбола, хоккея и других массовых видов спорта.
Мои интересы, именно как болельщика, формировались всегда самостоятельно. Я много раз слышал от своих знакомых фанатов, что они болеют за Спартак/ЦСКА/Динамо/Зенит/Локомотив (нужное подчеркнуть) потому, что отец и/или дед болел/болели. В моей же семье как таковой культуры боления не существовало, отец всегда был занят на работе и, хоть и мог поддержать разговор на спортивные темы, ибо все-таки был не в тотальном информационном вакууме, настоящим болельщиком не был. Про женщин и говорить нечего, для них это было чем-то, чем для мужчин кажется шопинг. Болел только дед, но, к его чести, он никогда не влиял на меня. Или он просто любил спорт, как праздник, или был достаточно мудр, чтоб позволить мне выбрать самостоятельно, когда я начал проявлять интерес.
Я все это к тому, что часто наши симпатии и антипатии (в жизни в целом, в спорте в частности, в Формуле-1 в еще большей частности) формируются не самостоятельно, а под влиянием сторонних факторов. Например, я никогда не болел за Михаэля Шумахера. Более того, в 2006-м году я болел против него, потому что болел за Фернандо Алонсо (и чуть не уронил прыжками у соседей снизу люстру, когда в Японии у Шумахера сгорел мотор). И иногда встречал искреннее недоумение, граничащее с агрессией у людей, которые болели за Михаэля. Казалось бы, обычная ситуация в среде фанатов. Только не всегда мои оппоненты могли объяснить, почему они болеют именно за Михаэля. Я лично всегда мог ответить на вопрос, почему именно Алонсо. Мне нравилась его манера пилотирования, его бескомпромиссность на трассе, позднее умение выжимать из даже самого убогого болида больше 100%. Не буду отрицать, условный форм-фактор тоже повлиял. Достаточно яркая внешность, очень приятные цвета болида, это тоже привлекло внимание, все-таки мне тогда было 11 лет. И что удивительно, первой я увидел не его победу, а победу его соперника по 2005-му году, Кими Райкконена. Я даже помню ту гонку, Испания, 2005-й год. Казалось бы, но синдром утенка не сработал.
К чему такое длинное вступление? Просто сейчас в чемпионате снова появился нарушитель спокойствия, интерес к персоне которого у меня возник с первой его гонки. И нет, не потому, что он наперебивал кучу возрастных рекордов. Речь о Максе Ферстаппене.
Я лично считаю, что появление такой яркой фигуры в Формуле-1 - лучшее, что случалось с чемпионатом, просто потому, что последние лет пять шла неумолимая тенденция к рафинизации. И во многом потому, что таких ярких персонажей не приходило. Устоялся четкий пантеон богов в лице выступающих чемпионов. Обилие опытных пилотов с репутацией привело к тому, что им приходилось адаптировать свой стиль вождения под более безопасный, более стабильный. Что было первопричиной - сложно сказать, и вообще это тема для отдельной статьи. Факт в том, что это сонное царство смог расшатать юнец, пришедший с огромным талантом, такими же огромными амбициями и достаточно влиятельным спонсором. Сошлись, так сказать, три "семерки" (и это не аварии Райкконена и Боттаса :-D).
В силу нескольких причин, Формула-1 в нашей стране набирает популярность. Если раньше это было увлечением гиков, то теперь все больше людей, которые могут с интересом смотреть гонки, не вдаваясь в какие-то глубокие детали. И это хорошо, потому что это подстегивает тех, кто создает контент о гонках, делать его больше и качественнее. Однако, все-таки, у палки два конца. С массовым интересом пришло и такое... я бы сказал, не аристократическое боление. Одну из первых ролей сыграло и то, что сейчас контент могут делать даже школьники (спасибо, Интернет), а это почти гарантированные перекосы в крайности из-за юношеского максимализма. Это может начать формировать мнение масс и вот тут уже можно подойти к тому, что меня очень огорчает.
Люди не помнят, почему они болеют против Ферстаппена. Не все. Само собой, в силу неоднородности восприятия мира, систем ценностей и понятий у всех людей, определенно группе Макс неприятен по чисто человеческим качествам. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу - смерть. Тут та же ситуация. Что для одних бесстрашие, то для других бравада, что для одних амбициозность, то для других самонадеянность и самоуверенность. Мнение таких людей я лично уважаю. Хотя бы потому, что они его могут сформировать и отстоять на базовом, элементарном уровне. Но таких немного. А жаль.
Есть второй тип. Люди уверенны, что Макс лично виноват в том, что в свое время его посадили на место Даниила Квята. И вот здесь уже немного жарче. И это было бы объяснимо, если бы этим грешили ребята, недавно получившие свой первый паспорт. Но мне доводилось общаться с людьми старше (!!!) меня, которые до сих пор свято верят, что Ферстаппен украл Данину победу в Испании 2016-го года. И я даже не буду распыляться на такие вещи, как то, что решение принимал не Макс, то, что сам Макс доказал свое право на это место, то, что сам Даня откровенно поплыл и на него периодически было больно смотреть. Это все мелочи, которые редко учитываются. Важен факт. По крайней мере, для тех, кто этим объясняет нелюбовь к Максу. Эдакое оголтелое русофильство, если позволите.
Есть еще третья сторона. Я бы их назвал "Василиями Алибабаевичами". Все потому, что они не говорят причину, но есть все поводы считать, что они, что называется, "хэйтят за компанию". Сюда входят персональные фанаты действующих ветеранов, других сильных гонщиков. И все было бы не так бурно и обходилось легким стебом, как над небезызвестными Пастором Мальдонадо или Романом Грожаном, но нет. Макс выступает за конкурентоспособный коллектив, а потому очень многие персональные болельщики видят в нем прямую угрозу своим любимцам. При этом, "общий враг объединяет", иной раз болельщики Феттеля и Хэмильтона едва ли не хором могут радоваться неудачам Ферстаппена и так же хором возмущаться "несправедливости", если Макс добивается чего-либо не так, как им кажется честным.
Характер Макса, его стиль пилотирование, его манера общения, это все и его дар, и его крест. Именно благодаря тому, что он делает, он запомнится надолго. Благодаря неподчинению командным приказам, благодаря многократным сменам траектории при атаке за позицию и защите позиции, благодаря несоблюдению границ трассы при атаке, благодаря потасовке в боксах после потери верной победы. А еще благодаря невероятной скорости и уверенности в себе, что позволяло ему на очень посредственной Торо Россо добиваться тех результатов, которых его напарник добился лишь единожды за всю свою карьеру.
На этом, пожалуй, все. Любите наш прекрасный спорт и болейте именно за спорт в первую очередь, а уже потом за тех, кто больше нравится. Спорт прекрасен сам по себе, имена - лишь дополнения.