Древний Рим в литературе и кинематографе освещался неоднократно. В разное время освещались разные эпохи: война с Ганнибалом, эпоха Цезаря, правление Августа, войны Траяна, гибель IX испанского легиона и т. д. Выходившие и выходящие в свет работы разного наполнения и качества. Одни показывают эпоху и людей живущих в ней («Клеопатра»(1961), «Бен-Гур»(1959) и др.), когда другие берут только знакомый образ и на его основе создают нечто свое, тем самым создавая фэнтези или кино по мотивам («Спартак» (2010-2013), «Помпеи» (2014), «Бен-Гур» (2016)), которое не может похвастаться хорошим качеством или крепким сюжетом; бывают и исключения: сериал «Рим», который совмещает и то, и другое. К какой группе относится фильм «Орел девятого легиона» (2011) снятый по одноименной книге С. Розмэри?
Фильм начинается с прибытия в безымянный лагерь II августова легиона IV когорты. Все бы ничего, поскольку первые минут сорок поставлены и показаны в принципе хорошо. Но в лагере все легионеры поголовно облачены в кожаные lorica-segmentata. Голливудская обыденность, какая она есть. Нет, на паре легионеров можно найти lorica-hamat`у или металлическую segmentat`у, но на общем фоне они теряются. Хотя все воины носят металлический шлем типа Вейзенау. Почему нельзя было хотя бы половину воинов облачить в металлические доспехи сложно понять, хотя в фильмах «Гладиатор» (2001) и «Центурион» (2012) все легионеры носят стальную lorica-segmentata, хотя и не без исключений (преторианцы и Максимус в фильме Р. Скотта). В Бен-Гуре (2016) легионеры тоже носят металлические доспехи, но не без огрехов (тактическая разгрузка в эпоху, когда не было автоматического оружия!). Кожаные доспехи имели место быть, но говорить об подобных аналогах пластинчатого панциря не приходится. Хотя д`Амато считает, что такой панцирь мог применяться [8. С. 174.].
Марк Флавий Аквила, главный герой картины, носит то льняной панцирь, то musculat`у, когда сам является центурионом, т. е. представителем профессиональной прослойки римского офицерского корпуса[9. С. 18.]. Видно, что у Марка есть парадные и повседневные доспехи, как и у любого офицера. Однако, сомнительно, что центурион IV когорты с жалованием в 4500 денариев в год, при учете, что с правления Домициана легионер получал стипендию (или жалование) 300 денариев, а обычный центурион в 15 раз превосходившее его [13. С. 60-61], не мог обзавестись таким дорогим доспехом. Lorica-musculata использовалась старшими офицерами: трибунами, префектами, легатами, полководцами и императором[8. С.148]. Альтернативой мог послужить льняной панцирь (на марше в нем, а в бой в парадных доспехах), в который облачены центурионы на некоторых надгробиях.
С lorica-musculata тоже не очень понятно, почему она, а не hamata? В римской армии был большой выбор доспехов от кольчужной рубахи до чешуйчатого панциря. Впрочем, это допущение не критично, поскольку центуриона от простого легионера можно отличить по его шлему. Но на общем историческом фоне это выглядит дико.
Аквила принимает командование лагерем. Форт небольшой, видно, что он рассчитан на небольшое подразделение войск. Однако не понятно, на какую численность он рассчитан и где находится. Уверенно можно сказать, что это лагерь вексилляции легиона, а не вспомогательных войск. Такая практика была обычной для римлян на занятой ими территории. Например, в Камулодунуме некоторое время после завоевания стоял отряд римских войск достаточный, чтобы держать в повиновении окрестности[7]. Но и командовать им должен префект лагеря или один из трибунов, а не центурион одной из когорт. Аналогичная ситуация с опционами. В фильме показаны старшие офицеры, но опционов (помощников центурионов) не показывают. Во время боя команды передаются, но не ясно кто это делает. Функции опционов в бою сводились к тому, чтобы руководить частью людей поставленных под командование центуриона и воплощать его приказы на одном из флангов когорты, когда ее командир был на другом.
В форте заканчивалось зерно и наш герой решает отправить патруль по окрестным деревням, чтобы собрать фураж и провести реквизиции, несмотря на деятельность друидов, которые явно поднимали народ против римлян. Во враждебные к римлянам деревни отправляется целый контуберний (10 человек), действительно заботящийся о своих людях командир отправил бы на сбор провианта несколько отрядов, которые могли за себя постоять. Параллельно с этим отправив гонцов в ближайшие форты с просьбой о подкреплении. Если принятые меры не дали результата, то следовало бы собрать все что можно в лагерь и держать оборону, при любом подходящем случае отправляя гонцов в соседние лагеря. В условиях осады легионеры смогли бы продержаться какое-то время. Такие ситуации время от времени случались[3. Цезарь. 39. 1.; 6. Записки о Галльской войне. III. 1-2, V. 39-40; Записки о гражданской войне. III. 48-49].
«Патруль» был захвачен, а на лагерь предпринято ночное нападение. Наутро друид выводит бриттов в поле, кричит на римлян, требует чтобы они убрались с острова и т. д. и т. п., совершает ритуальное убийство, чем провоцирует вылазку римлян. Вылазка вопросов почти не вызывает. Вот только почему легионеры атаковали черепахой, а не попытались вести бой на дистанции? В ночном бою пилумы широко использовались, а днем атакуют черепахой, когда противник не старается обстрелять колонну. Черепаха применялась в основном во время осад, и в редком случае в полевом сражении, если у противника большое количество стрелков. Так, например, в битве при Иссе (193 г.) легионеры Септимия Севера шли в атаку при поддержке стрелков, образовав черепаху, поскольку войска Песценния Нигера были размещены на выгодной позиции.
«…На хорошо укрепленном холме и поставил (Песценний Нигер -А. А.) впереди тяжеловооруженных пехотинцев, затем дротикометателей и метателей камней, а позади всех — стрелков из лука, с тем чтобы передние ряды, сражаясь врукопашную, могли сдерживать своих противников, в то время как остальные вели бы обстрел на расстоянии поверх их голов. <…> Когда противники сошлись в рукопашной схватке, одна часть воинов Севера выставила свои щиты перед собой, а другая подняла над собой, образовав «черепаху», и таким образом они приблизились к врагу». [2. LXXV. 7. С. 237-238.]
Но не в этом случае. Итак, атакующая колонна прорвалась к пленным, (которых, бритты не додумались зарезать), образовали непрочное кольцо и удерживали противника сколько нужно. Конец стычке положили появившиеся из леса(?) колесницы.
Кельтские эсседы не являются колесницами в привычном понимании, огороженной площадки для возничего и воина не было, вместо нее горизонтальная перегородка на которой стоял воин (представитель знати). Такие повозки были не приспособлены для прорыва вражеского строя и, скорее всего, использовались бриттам для доставки знатных воинов к передовой линии противника. Другим вариантом может быть то, что воин метал дротики. Или, мог использоваться комбинированный вариант: сначала линию противника обстреливали, а по исчерпании метательных средств воины доставлялись на передовую [1. V. 29. 1-2.; 14.]. В фильме же показаны серпоносные колесницы, которые не были распространены у кельтов Британии, а в последний раз использовались в битве при Зале (46 г. до н. э.). Кельтские эсседы же применялись против римлян во время экспедиций Цезаря (55-54 гг. до н. э.) на остров. Упоминаются Дионом и Тацитом в описании восстания Боудикки (60-61 г), правда, в боевых действиях не применялись.
В фильме же возницы направляют свои повозки на расстроенную массу солдат. Никакого организованного отхода, строя, дисциплины не видно. Масса солдат бежит от массы лошадей тянущих за собой повозки с косами. На плотный строй кельтскую эсседу не направишь, у нее нет нужного вооружения и надлежащей защиты, чтобы прорвать линию пехоты. Их использование на поле боя сводилось к другому: обстрел противника, а по исчерпании боезапаса доставить воинов к неприятельской линии, для быстрейшего столкновения. Серпоносные колесницы применялись так как показано в фильме, но и против них были выработаны свои меры. Так в битве при Кунаксе (401 г. до н. э.) греческая пехота расступилась и пропустила атакующие персидские колесницы, а после маневра снова сомкнулась и продолжила атаку на порядки персидской пехоты.
Аквила получает ранение, но довольно странное. Центуриона придавила эсседа, а он отделался лишь раной на ноге. Из-за чего его демобилизовали и отправили аж за 200 лиг от лагеря. Полевой врач, можно сказать ничего не сделал. Наложил повязку и был таков. Римские полевые хирургия были способны проводить сложные операции, следовательно, местный хирург мог выполнить функции частного доктора, к которому в последствии обратились, при этом располагая широким спектром разных инструментов, которыми он мог воспользоваться во время операции.
«Множество наборов медицинских инструментов, использовавшихся военными врачами, удалось обнаружить во Фракии, в Дакии, в Паннонии и во многих других бывших римских провинциях» [8. С. 211. О некоторых видах медицинских инструментах рассказывается на С. 211-212.]
Но хирург оказался пьяным, а значит, рана загноилась (спустя пару недель?) и дядя Марка потратил большие деньги на частного врача. Что мешало провести операцию на ногу в лагере, а потом отправить героя знакомится с родственником? Не ясно.
Пока Марк Аквила мучился от болей в ноге, он успел сохранить жизнь бритту на арене,получить известия о своем награждении и увольнении. Местный амфитеатр выглядит убого. Тамошний «герой арены» вроде бы секутор или фракиец, а вроде какой-то идиот напяливший себе на голову две маски. Понятно, что этот маскарад символизирует бога Януса (бог начала и конца), но у гладиаторов не экипировали такими шлемами. Короче, Марк спасает бриганта Эсску и тот становится его рабом, а впоследствии вольноотпущенником и другом. Не понятно, почему у центуриона IV когорты не было своих рабов. Римские офицеры могли иметь одного-двух слуг, а в фильме ни одного раба или слуги в пределах римского лагеря нет, словно римские войны обходились без них.
«Захваченные пленники частью становились лагерными служками, частью продавались. Из эпитафий известно о существовании личных рабов, прежде всего у легионных всадников. Император Адриан (117-138 гг.) разрешил солдатам освобождать рабов (Digestae XLIX. 17. 13) и тем самым признал право легионеров быть патронами (что традиционно считалось прерогативой patris familias). По данным же эпиграфики вольноотпущенники легионеров известны уже с начала Империи. Вероятно, Адриан узаконил давно существующую практику». [9. С. 29.]
После «приключения» на арене наш герой получает те самые известия о награждении и демобилизации. С наградами вопросов нет. В римской армии, действительно существовали разного рода награды, начиная с нагрудных фалер, заканчивая разного рода венками и наградными копьями. Самому подразделению дали отличительный знак – лавровый венок, что тоже не противоречит действительности[8. С. 215-221; 11. С. 80-83; 13. С. 412-418; 4. VI. 39; 5. История. II. 89. 2.]. Но демобилизация? Дальше по фильму Марк Аквила будет бегать, ездить на лошади и махать шашкой, будто и не было ранения, а тут его демобилизовали. С воинской службы легионеров и центурионов увольняли, если они получили серьезное увечье или отслужили полный срок службы (25 лет), другим способом покинуть армию было дезертирство (если поймают, то жестоко накажут) или смерть на поле боя. Отсюда не понятно, почему он был уволен со службы, хотя его знания были бы очень полезны в легионе, если ему не подобрали замену, и почему Аквилу демобилизовал сам император, а не легат легиона или наместник провинции? Хотя, это могла быть почетная отставка:
«Наградой, возможно, могло служить и досрочное увольнение в почетную отставку. Так в надписи от 71 г. н. э. упоминаются воины, которые за проявленные на войне храбрость и усердие были досрочно отпущены со службы. Отличившиеся центурионы могли быть причислены к всадническому сословию». [13. С. 417.]
Далее восстановление, разговор об орле IX легиона и выступление к Роковой горе на поиски святыни легиона, которым командовал отец протагониста.
В разговоре про орла, было сказано, что никто за стеной (Адриановым валом) не выживет. Странное заявление, когда Агрикола заходил дальше перешейка, на котором был построен вал. Само устройство лимеса предусматривало наличия сети форпостов на территории варваров, которые служили базами для размещенных там войск и опорными пунктами для военных операций против кельтских племен Каледонии. Вал Адриана не является крайней точкой римского господства на островах. В правление Антония Пия (действия фильма разворачиваются в 140 г.) севернее вала был возведен еще один (вал Антонина), который в правление Септимия Севера был восстановлен (вал Севера). Лимес служил не только как оборонительная линия, но и был отправной точкой для карательных экспедиций в Каледонию [12. С. 165-167.].
Само решение отправится за стену одному в сопровождении раба, которому нельзя всецело доверять, но сценарий фильма этого требует(!), чистая глупость. В похожей истории, написанной Р. Фаббри «Веспасиан. Павший орел Рима», на поиски орла XVII легиона отправляет крупный конный отряд (конная ала батавов, которые знают язык зарейнских германцев), а не одни Сабин, его брат Веспасиан (в книге он легат II августова легиона), Магн и мальчика Зири. Да и сами поиски орла в романе Фаббри описываются на порядок лучше. В фильме 2011 года на поиски орла отправляются только двое. Как их не ограбили и не убили в первой же роще, уму непостижимо. Впрочем, иначе бы сюжет не случился.
Слава «Властелина колец» не давала создателям покоя. Поэтому оставшееся время фильма зрителя ждет унылая езда по Каледонии (современной Шотландии). Правда, на героев один раз напали, но стычка настолько фальшива, а вид нападавших кроме хохота никаких эмоций не вызывает, что серьезно воспринимать сцену невозможно. Вместо хорошо вооруженных варваров, на героев нападают пикты, но не пикты. Нападавшие почему-то носят соломенные юбки и никак не стараются себя защитить доспехами или простым щитом. У кельтов действительно были воины, которые шли в бой голыми, поскольку верили, что боги им покровительствуют и защитят их, но напавшие на Марка и Эсску все были голыми и в татуировках. Может создатели так хотели изобразить пиктов? Но жители Каледонии поголовно так не ходили. Еще страннее, что бритт называет их кочевниками. Какие кочевники в горной области, да еще без лошадей? Кочевой образ жизни подразумевает наличие пастбищ, на которых пасутся стада их владельцев. Гунны, монголы, авары и т. д. были кочевниками, но показанные в фильме какие-то неправильные кочевники.
Другое племя, показанное в фильме, судя по всему, сбежало со съемок фэнтези (наверное, нового Хищника или Безумного Макса). Все взрослые мужчины племени измазаны грязью. Зачем? В начале фильма были показаны нормальные кельтские войны, что мешало показать и остальные племена бриттов такими же, но с отличительными особенностями для каждого племени? В самом фильме быта провинциалов или варваров практически не показывают, а если показывают, то делают это неумело.
Орла нашли в одном из «святилищ» второго племени (название его так и не было озвучено), что показали создатели святилищем сложно назвать. Какая-то пещера с грудами костей и орлом на палке с какими-то украшениями в центре жаровни. Начиная с этого момента фильм спешит закончиться.
Как орел IX испанского легиона попал к варварам? Племена Каледонии объединились и подобно германцам в 9 г. уничтожили римский легион в непроходимых лесах. Панорама поля боя, рассказ выжившего легионера и видения главного героя, (странное решение авторов, лучше бы наложили их на рассказ воина), показывают атмосферную картину гибели легиона. Явное вдохновение Тевтобургом прослеживается в таких мелочах, как разбросанные по полю боя кости и фрагменты доспехов, жертвенниках на которых убивали офицеров и т. д. Потеря орла сопровождалась самопожертвованием легата (почему-то названного центурионом примипилом) Аквилы отца Марка, который защищал святыню подразделения до последнего.
Поскольку отец Марка Аквилы был легатом легиона, то протагонист должен быть как минимум из сословия всадников, а как максимум сенатором. Т. е. сын его не мог быть центурионом по определению, т. к. ими становились выходцы из солдат, а не представители знати[9. С. 18; 10. С. 62.]. По окончанию службы примипил вступал в сословие всадников, но не наш герой. Вольная трактовка воинских званий приводит к путанице и вызывает недоумение. Почему легионом командует примипил, а фортом центурион IV когорты? Сам Марк еще заявляет, что сам выбрал Британию в качестве места службы. Но, если он был простым центурионом II августова легиона, то, как он мог выбрать место службы, если легион на острове с 43 г.? Назначения на место службы осуществлялись императором или сенатом и то высших офицеров, не центурионов.
Общая картина же такова, что фильм не выдерживает критики по ряду вопросов, его художественная ценность незначительна. Фильм эксплуатирует историю о IX испанском легионе, чтобы показать очень бестолковое эссе, что могло бы быть. Другой фильм рассказывающий историю гибели подразделения несколько лучше справляется с возложенной на него задачей, но тоже не хватает звезд с неба. Как итог, можно сказать, что начало истории выше всяких похвал, а обещанного приключения на два часа зрителю так и не дали. Унылые поездки на лошадях не приключение, а унылое путешествие из точки А в точку Б. Значимые для сюжета события случаются редко. Проблемы возникают перед героями тоже редко и решаются когортой из кустов.
У создателей было все, чтобы рассказать интересную историю, но энергии и сил сценариста и режиссера хватило только на первый акт. Унылый, скучный сюжет. Путаница со званиями. Страшные декорации. Отсутствие духа эпохи и действительно живых персонажей. Все это ставит под вопрос художественную значимость всего полотна, а с исторической стороны вопроса заставляет задумать о знаниях создателей.
Нарративные источники.
- Диодор Сицилийский. Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека).// М., Лабиринт, 2000. [Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1454005000]
- Дион Кассий. Римская история. Книги LXIV-LXXX// СПб. : Нестор.История, 2011.
3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах// М.:«Наука», 1994.
4. Полибий. Всеобщая история. Т. II (кн. VI-XXV). // М., 1890-1899.
5. Тацит. Корнелий. Сочинения в двух томах. Т. 2. «Ладомир», М., 1993.
6. Цезарь. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне.// «Ладомир» — «Наука», Москва, 1993.
Монографии и публикации:
7. Барышников. А. Е. Camolodunum colonia victricensis: рождение и гибель провинциального центра // «Античный мир и археология», вып. 15. Саратов, 2011.
8. д`Амато. Р. Воин Рима. Эволюция вооружения и доспехов 112 г. до н. э. — 192 г. н. э.// Эксмо. М.: 2012 г.
9. Колобов. А. В. Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи)//: – Пермь, 1999.
10. Ле. Боэк. Я. Римская армия эпохи ранней империи // М.: «Российская политическая энциклопедия», 2001.
11. Махлаюк. А. Римские войны. Под знаком Марса. // М. Центрполиграф. 2010.
12. Моммзен. Т. История Рима // СПб.: «Наука» — «Ювента», 1997.[Электронный ресурс: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1507417757]
13. Махлаюк. А. Негин. А. Римские легионы в бою // М.: «Эксмо», 2009.
14. Нефедкин. А. Тактика эссед - кельтских боевых колесниц [Электронный ресурс: http://parabellum.vzmakh.ru/n8_s4.shtml]