На днях дети читали книгу Л. Воронковой "Девочка из города", и мне вспомнилась история, случившаяся в годы войны в нашей семье.
***
Младшему, Митьке, было два года, когда она осталась одна с шестерыми. Мужа забрали в начале июля, как и всех соседских мужиков. Валя работала и не жаловалась. Кому жаловаться - так жили практически все.
Старшим детям в школе рассказали, куда бежать в случае бомбёжки. И очень скоро эти знания пригодились. Слушая яростный вой и взрывы, она думала лишь об одном - только бы не в наш дом. Возле дома был огород, который ощутимо подкармливал их, потому что еды становилось всё меньше, а дети не понимали, что значит "затянуть пояса". Старшие - Оля и Катя - придумывали всё новые блюда из того, что имелось.
Однажды вечером, придя домой, Валентина заметила, что на их скамейке сидит паренёк. Лет 13-14 на вид и очень истощённый. Она ничего ему не сказала и вошла в калитку - мало ли, посидит, да дальше пойдёт. Уже в сумерках она выглянула в окно - мальчик всё так же сидел. Ворча на себя: "Всех кормить, своим не останется", она взяла кусок хлеба и вынесла "прохожему". Мальчик еле слышно сказал: "Спасибо". Хозяйка вздохнула, покачала головой и ушла в дом.
Назавтра он сидел на том же месте. Весь день. Валентина хотела было прогнать его, но вместо этого взяла железную миску и плеснула туда жидкой каши из общего котла.
-На! - буркнула она, протягивая миску пареньку и думая: "Теперь он и вовсе не уйдёт".
На третий день с утра она первым делом выглянула в окно. Потом вышла за калитку:
-Ну, что сидишь? Заходи...
Пока он ел, она суровым голосом задала ему пару вопросов. Впрочем, и без вопросов всё было примерно ясно. Родители погибли, дом разрушен, другие родственники неизвестно где. Собрался помирать.
-Ладно, побудешь пока у нас, - решила хозяйка. - А там видно будет.
Витька оказался работящим. Сам хватался за все дела - дрова колоть, в огороде работать, за младшими смотреть. Дети полюбили его и считали своим старшим братом.
Муж, вернувшись с войны, удивился, но не сильно. Тогда каких только судеб не случалось.
-Нагуляла, значит, сынка, - шутил он. - Ну, ничего, главное - свои все живы.
Витька прожил у них до армии. Обратно приёмные родители не очень его ждали - может, уедет куда или родственников задумает искать, кто его знает. Но он вернулся "домой".
-Вы теперь мои родственники, - ответил он младшим, радостно повисшим на него. - Больше никого не надо.
Он пошёл работать на завод, женился, но на каждый праздник приезжал с женой проведать свою многочисленную семью.
***
Мы до сих пор общаемся с потомками деда Вити. Все они очень приятные, хорошие люди.