В предыдущей статье я писал о фильме, в котором показана смерть индустриальной Америки. Точнее, начало этого процесса. А теперь расскажу о фильме, наглядно демонстрирующим финальную стадию. Это великолепная комедия 1998-го года "Войны Пентагона", снятая по одноимённой книге полковника Джеймса Бёртона.
Как и фильм про Престона Такера, кино биографическое и рассказывает о самых что ни на есть реальных событиях. В данном случае - об истории разработки и принятия на вооружение БМП "Брэдли". Посмотрев этот фильм, становится понятным, откуда в американской армии берутся такие мертворождённые монстры, как эсминцы "Зумвальт" и почему F-35 никак не могут довести до ума.
Если в фильме "Такер: Человек и его мечта", была продемонстрирована губительная для независимых инженеров-конструкторов роль корпоративных монстров, то здесь всё намного хуже. В фильме "Войны Пентагона" наглядно показано, что бывает, когда техническое задание выдают (а потом корректируют... корректируют... снова корректируют...) политики в погонах. Что при этом остаётся от изначально вполне работоспособной и разумной концепции. И как приходится в такой ситуации выкручиваться инженерам.
Если бы речь шла о чистом попиле бюджета, всё было бы не так плохо. Ну, выдали производственникам меньше средств, чем они хотели, пришлось делать не то, что нужно, а что влезает в урезанный бюджет. Нормальная ситуация. Но здесь картина совершенно иная. Бюджет у программы огромен, и весь он растрачен именно на разработку боевой машины. Получилось, однако, нечто неудобоваримое. Почему? В этом фильме вы увидите, как так выходит и по каким причинам.
Надо сказать, что именно "Брэдли" - совсем не худший образец американской боевой техники. Отчасти потому, что когда его делали, эти процессы бюрократическо-политического вмешательства в разработку ещё только начинались и не набрали таких оборотов, как в 2000-е. Отчасти, что тоже показано в фильме, потому что тогда ещё инженеры, работавшие на американскую оборонку, не только имели высочайшую квалификацию, но ещё и сохраняли какие-то иллюзии о системе, в которой работали. Поэтому к финалу фильма боевую машину довели до вполне пригодного для службы состояния. Героическими усилиями, которые пришлось приложить, чтобы пробиться даже не через бюрократию, а через вполне конкретные диверсии и вредительство пентагоновских интриганов, но тем не менее.
Фильм, как и любое качественное кино, не о технике и административных процессах. Он о людях и личном выборе. О том, кому и чему ты служишь и по какой причине. Об ответственности или отсутствии оной. Но и про систему тоже - в этом кино наглядно показано, почему на данных конкретных должностях оказываются именно такие личности, готовые пойти буквально на всё, чтобы прикрыть свою... (увы, дзеновская цензура вконец озверела, приходится некоторые всем известные слова прятать за точками). Кто и по каким соображениям исполняет все указания таких людей, как главный антигерой фильма (Келси Грэммер сыграл подлеца просто великолепно). И почему, оставаясь в рамках системы, противостоять им практически невозможно.