Современные российские фильмы редко заслуживают, чтобы их обсуждали. Хотя бы потому, что через год их, скорее всего, никто и не вспомнит. В отличие от кино советского, которое советское поколение знало наизусть. Да и с точки зрения узнавания чего-то нового, особенно в плане нашей истории современное российское кино не ушло вперед.
Однако, часто в этих фильмах поднимаются темы, которые могут стать поводом для получения интересной и полезной информации.
Всего лишь 30 километров…
В сентябре 41-го года немецкие войска прорвались к Ладоге и отрезали Ленинград от Большой земли. Началась Блокада, страшное время, о котором пережившие не любят вспоминать. Это передалось и нам, детям тех, кто Блокаду пережил и знал о ней лишь по рассказам родителей и бабушек.
От остальной страны Ленинград отделял совсем небольшой участок суши, шириной в три десятка километров. Смешное расстояние в современной войне, даже если говорить про Великую Отечественную. Собрать кулак из сотни танков КВ и протаранить немецкую оборону. Танку ходу несколько часов, даже с боями.
Однако, хотя первые попытки прорвать Блокаду начались ещё осенью 41-го и продолжались больше года, все они были безуспешны. И не последнюю роль тут сыграла матушка-природа. Весь этот участок Приладожья занимают торфяные Синявинские болота. Немцы захватили господствующие на местности Синявинские высоты, организовали оборону на всех возможных тропках, заминировали всё, где хоть кто-то мог попытаться пройти.
Наступать на местности, где просто передвигаться крайне опасно, дело непростое. Даже сбившая с ног бойца взрывная волна, может привести к гибели. Что уж говорить даже про легкое ранение — просто упал, и уже почти нет шансов выжить.
Это летом. Осенью и весной говорить про наступление совсем бесполезно, потому что в это время даже по дорогам не пройти. Остается зима, но, как оказалось, эти торфяные болота не замерзают даже в лютые морозы. И наступавшая зимой пехота оказывалась в ещё более тяжелой ситуации: упасть в снег и замерзнуть, или упасть в снег и провалиться в трясину — даже трудно сказать, что хуже. Танки там тонули так же, как и люди.
«Искра» и «Полярная звезда»
Блокаду прорвали в январе 1943 года. Операция называлась «Искра», и про неё слышали многие. И даже знают, что Жуков в ней участвовал в качестве представителя Ставки, действия фронтов координировал. Зато почти никто не знает, что была операция «Полярная звезда», которая включала не только прорыв Блокады и полное её снятие, но и разгром всей группы армий «Север». Были задействованы огромные силы трех фронтов: Ленинградского, Волховского и Северо-Западного, обеспечивающие более чем тройное общее превосходство. Специально сформированная группа генерала Хозина, в которой было кроме танкового и механизированного корпусов, шесть танковых полков, семь лыжных бригад и пять воздушно-десантных дивизий, должна была ударом на Нарву окружить всю группу армий «Север». Даже высадка крупных воздушных десантов предполагалась.
Операция, как видно из названия, была из той же серии стратегических наступлений, что и «Уран», «Сатурн», «Марс» и «Юпитер», но началась позже. Ждали пока замерзнет всё.
К сожалению, из всех этих планов ничего не осуществилось, кроме пробитого вдоль Ладоги небольшого коридора, шириной в десяток километров. А Жуков, который действия фронтов координировал, про «Полярную звезду» естественно предпочитал не вспоминать. Да и в учебниках про неё не писали.
Нужна дорога!
В небольшом коридоре вдоль Ладоги, который пробили в ходе операции «Искра», не было ни одной дороги. Но в Ленинграде от голода умирали дети, и надо было срочно использовать то, что удалось отвоевать.
Было принято решение о строительстве железной дороги вдоль берега Ладоги. В работе участвовало свыше пяти тысяч человек. Основу составляли ленинградские метростроевцы, но подавляющее большинство строителей были женщины. Дорогу строили на болоте, в сорокаградусный мороз, через болото, которое так и не замёрзло.
Нужен был грунт, а его не было, нужно было дерево, а его неоткуда было взять: в Ленинграде дерево было дороже золота. Территория была густо заминирована, да и просто неразорвавшихся боеприпасов хватало. Счет обезвреженных мин шел на сотни, и часто их, увы, обезвреживали ценой жизни. Дорогу строили на глазах у немцев, до передовой была на некоторых участках около четырех километров. Сколько человек погибло на строительстве до сих пор неизвестно. Но люди боролись за жизнь города, уговаривать и агитировать их не было надобности. За семнадцать дней было построено тридцать три километра дороги и три моста.
Всё строилось по самой примитивной технологии, и это себя оправдало: немцы постоянно разрушали дорогу, но её так же быстро восстанавливали.
7-го февраля в Ленинград прибыл первый поезд. Уже к 25-му марта удалось добиться прохода 20-25 составов за ночь, в мае уже стало проходить более 30. Первое повышение норм выдачи продовольствия в городе было уже 23-го февраля. Кому-то это спасло жизнь, может и моей матери тоже.
«Коридор смерти»
Дорогу эту назвали «Дорогой Победы», но ещё в процессе строительства она получила название «Коридор смерти».
Несмотря на то, что поезда двигались только ночью, для немцев не составляло большого труда обстреливать дорогу, днём пристреляв цели. Огонь вели не только из пушек, но в некоторых местах даже из батальонных минометов. Железнодорожные составы представляли собой весьма удобную цель. Люди, обеспечивающие движение, были совершенно беззащитны перед обстрелами, но не покидали своих постов.
Составы двигались с минимальным интервалом, чтобы видеть хвостовые сигналы впереди идущих. Обеспечивали движение вместо светофоров женщины, расставленные вдоль всего пути и регулировавшие движение ручными фонарями. Вдоль дороги дежурили автоматчики — командование опасалось диверсий.
Было уничтожено полторы тысячи единиц подвижного состава, погибло 110 и ранено 175 железнодорожников. Сколько погибло бойцов железнодорожных бригад РККА, личного состава подразделений ПВО и частей охраны, как сопровождавших грузы, так и охранявших саму дорогу, а также гражданских лиц, до сих пор неизвестно даже приблизительно.
Они спасли наш город ценой своих жизней. Вечная им память!
О тех, кто пытался прорвать Блокаду можно почитать в моей статье: «Как будущий командующий ВДВ руководил морским десантом на лыжах»
А как её прорвали в материале: «Цена операции «Искра»
И, конечно, подписывайтесь на мой канал.