Сельский учитель под псевдонимом Михаил Соловьев публикует веселые истории из школьной жизни. Полтора года назад он получил грант на развитие своего канала, и сейчас у него около 20 тысяч подписчиков. Мы поговорили о том, как творчески подойти к своей работе и не заскучать в деревне.
Пенсионер, учитель, кот
У меня давно была идея завести юмористический блог, даже домен был прикуплен. Хотелось так подзаработать. Я решил реализовать свою идею в Яндекс.Дзене и не промахнулся.
Я долго думал, о чем писать, идей было много. Выбрал три самые интересные для меня темы: «Записки странного пенсионера», «Дневник деревенского кота» и «Дневник начинающего учителя». В итоге «Учитель» победил. Это было связано с тем, что на тему образования и школы в Яндекс.Дзене в августе 2017 года, когда я запустил свой блог, почти никто не писал.
Так я и начал делать записи от лица учителя, который недавно пришел работать в школу. Разместил несколько заметок по мотивам историй из моей жизни, посмотрел на реакцию. Люди начали читать канал, и я почти сразу вышел на монетизацию.
Ни дня без строчки
Примерно полтора года назад Яндекс.Дзен дал мне грант на развитие канала. Тогда из каждой тематической категории выбирали по одному из каналов и вознаграждали его. «Учительских» каналов не было, вот меня, наверное, и выбрали: мне на почту пришло письмо с поздравлениями. Это было приятно, но я бы свой канал, конечно, и без гранта вел. Не то чтобы я стал сильнее стараться, в сущности, для меня ничего не изменилось.
В среднем я пишу от семи до десяти заметок в неделю. Иногда устаю от работы и у меня нет сил на блог, но иногда могу и сразу статейки три сочинить, как бы про запас. Я и картинки сам рисую.
Для меня ведение блога скорее досуг, чем работа. Мне нравится писать, нравится, когда меня читают. К тому же это дело приносит небольшие денежки. В школе за время, которое уходит на блог, я зарабатываю гораздо меньше.
Офлайн
Персонажу, от лица которого я веду канал, около двадцати пяти лет. В комментариях многие обращали внимание на то, что я размышляю как человек более взрослый. Так и есть, я чуть старше своего альтер эго.
Я работаю в обычной деревенской школе. Веду несколько предметов: английский, историю, информатику, а со следующего года, скорее всего, еще и немецкий возьму. Немного у начальных классов, немного у средних, немного у старших. В деревенских школах учитель, как правило, ведет свой предмет у всех классов, потому что детей мало и параллелей у нас нет.
Человек-загадка
Я не показываю то, что пишу, ученикам или их родителям. Никому не рассказываю, что у меня есть блог, веду свой канал в режиме инкогнито. Это дневник обыкновенного молодого сельского учителя, таких полно. Я нигде не указываю свои имя и адрес. Не хочу осложнять себе жизнь.
Я много пишу про своих учеников, но шансы, что кто-то из них прочтет мой блог и поймет, что это про него, на мой взгляд, крайне малы. Нынешние школьники не читают интернет, они его смотрят. Так что я не слишком боюсь, что меня вычислят дети. Скорее, анонимность мне важна потому, что я позволяю себе критиковать нынешнюю школу и систему образования в целом, пишу о ее недостатках, с иронией отношусь к реформам.
Что не так с образованием
Реформы в системе образования можно образно представить так: вместо того, чтобы починить сломанное колесо у телеги, мы начинаем красить ее в синий цвет, приклеивать флажки, приделывать навигатор, писать красивое название сбоку. А потом дружно все удивляемся: почему же она не едет. Сегодня образованием управляют теоретики.
Серьезно воспринимать происходящее очень сложно. Раньше я задумывался над логикой новшеств и реформ, пока не понял, что никакой логики там нет.
Смех против чернухи
Даже не знаю, почему меня читает так много людей. Я просто описываю то, что вижу, стараюсь не обобщать и не делать никаких специальных выводов. Это личный дневник, в который я записываю интересные мне события и мои соображения о происходящем.
Может, дело в том, что я много шучу. А может, людям интересно следить за тем, как работает учитель в сельской школе. Да и вообще деревенская жизнь, видимо, многих занимает.
У меня развлекательный канал. Я не гружу злободневными проблемами, чернухой или политикой. Только юмор, здоровый смех над жизнью и обстоятельствами. Иногда я не могу удержаться и высказываю свое мнение о реформах в системе образования или прошу совет, когда сам перестаю понимать, что в ней происходит. Но смеюсь я куда чаще.
От блога к роману
Людям так нравятся мои заметки, что у меня даже появилась идея объединить некоторые из них в сборник. Я бы назвал его «Деревенские рассказы» или «Шутеечки на тему образования».
Кто знает, может, когда-нибудь я выпущу книгу, но пока материала еще не так много, да и о том, как надо взаимодействовать с издательствами, я мало что знаю. Так что пока я делаю подборки на канале: например, собрал повесть «Из дневника четвероклассника Васи».
Начинающему учителю
Я могу дать несколько советов тем, кто подумывает о карьере учителя.
✔️ Не пытайтесь всем угождать и демонстрировать, как много вы умеете.
Сегодня вас за это похвалят, еще и похлопают в ладоши, но завтра вы будете просто обязаны быть молодцом. А зарплату вам за это не прибавят.
✔️ Десять раз подумайте, прежде чем идти работать в школу.
Не нужно приходить в школу на пару месяцев, чтобы попробовать. Скорее всего, вам не понравится. А если уйдете посреди года, то оставите детей без учителя: трудно бывает найти замену.
✔️ Если вы хотите узнать о том, каково это — работать в деревенской школе, заходите лучше ко мне на канал!
Подготовил Глеб Кузьминский
Легко ли вам вести блог? Поделитесь в комментариях проблемами, с которыми вы сталкиваетесь, когда пишете посты, а мы разберем их в одном из следующих текстов.
Читайте также: