Вавилонский плен оказал внушительное влияние на тех, кто там побывал и вернулся, чтобы восстанавливать разрушенный город и храм. Иудеи глубоко осознали причины, которые привели к разорению земли, рабству и полному уничтожению Храма - их главной святыни, что послужило отправной точкой восстановлению служения Яхве. Теперь все их внимание было направлено на искоренение прошлых пороков, воспитание подрастающего поколения в духе религии отцов и скрупулезном следовании традициям и учению Торы.
По всей стране были созданы синагоги, которые стали центром общественной жизни. Религиозному воспитанию было отведено главное внимание. Закон Моисея читался и разъяснялся каждую субботу и народ жил с осознанием чего то важного и значимого. История пленения и причины, приведшие к нему, были живы и выводы сделаны.
Как раз в это время и появляются различные способы достижения праведности. Завет был изучен до мельчайших подробностей. Каждая строчка получила массу комментариев и способов его исполнения. На момент когда Христос родился и начал Свое служение, к завету добавилось более шестисот различных правил и предписаний. Некоторые из них приводили к путанице и откровенно выходили за грани здравого смысла.
Это предыстория нашего размышления. Праведность. Какие ассоциации вызывает у нас это слово? Если рассматривать или искать определение, то это бесспорно следование в классическом смысле неким канонам и заветам в рамках того или иного учения. Тем не менее Христос порицал праведность книжников и фарисеев. Причем последние стали именем нарицательным, другими словами, понимались как лицемеры и вызывают по сей день негативные эмоции. Хотя фарисеи были движимы благими намерениями и составляли большинство правящей верхушке иудейской знати.
Размышляя о грехе и праведности, мы можем обнаружить одну интересную особенность: обе эти категории не являются только лишь вопросом нравственности, т.е. можно быть высоконравственным человеком в своих глазах, и оставаться греховным в глазах Божиих. Иисус неоднократно иллюстрировал эту мысль в различных притчах и историях. Парадокс греха в том, что человек, как бы не старался достичь идеала святости, ни в коей мере не может этого сделать. Внешне все может казаться безукоризненным, но этого недостаточно.
Праведность - это то, что нам не присуще по определению. И мы не в силах привить сами по себе это состояние, как бы ни пытались. Новый завет учит о так называемой наделяемой праведности, той которую дарует Бог, исключительно по вере. Это довольно сложно объяснить человеческим языком, но некоторые истории которые содержаться на страницах Евангелия, показывают что это так. Довольно известная притча о фарисее и мытаре рисует яркую картину того, что Бог ожидает от человека. Разбойник на кресте, тот который перестал злословить и просто поверил в Распятого, также является ярким примером спасения по вере. Он ни сделал ни хорошего ни плохого, но его вера была тем спасительным средством, что он услышал слова "истинно, будешь со мной в раю".
Я как то уже упоминал, что человеческая природа находится в глубокой вражде с Богом, поэтому все попытки, а равно как и их отсутствие, не приведут нас никогда в гармонию с Творцом. Все, что мы попытаемся сделать для достижения той праведности, которая от нас требуется, будет подобны попыткам Адама и Евы скрыть свою наготу смоковными листьями. Они уже не могли достичь той святости, которой обладали до падения, и поэтому были изгнаны с позором из Едема, но не без надежды однажды туда вернуться. Вот почему потребовался Спаситель, Жертва, Тот, кто снимает с нас вину, наделяет праведностью и оправдывает перед Законом. Как написано "цель Закона Христос к праведности всякого верующего"