Найти тему

Как мстили за обиду и наказывали обидчика? Вековые обряды.

Оглавление

Всем привет! Напоминаю, что всю информацию, представленную на данном канале, я ищу в библиотеках, а не в интернете. Это значительно повышает качество и помогает узнать очень интересные детали. Подписывайтесь, не пропустите новое.

А сегодня у нас очень интересная тема - мы поговорим о том, как мстили за обиды.

Сразу оговорюсь, что речь идет о ситуации, когда обидчик неизвестен. Т.е. в семье все идет через пень-колоду, падёж скота, болезни родных, а кого винить - не ясно. Или пропадать вещи какие начали и подозрения на соседей, но доказательств нет. Вот тут и начинают предки наши свои странные обряды.

К слову, до наших дней дошли многие из них - какие-то без изменений, а какие-то в виде пословиц и поговорок.

Ставим свечу обидчику

Назывался обряд, как пишут исследователи начала прошлого столетия, "Свеча за обидещяго" [Свѣча за обидящаго].

В церкви обиженный вставал у иконы "Тайная вечеря", читая молитву. Смысл заключается в том, что после постановки свечи у обидчика начнут происходить всякие неурядицы. Обиженный в это время очень внимательно наблюдает за окружающими, чтобы выяснить, кто же виновник бед.

Есть один секрет - свеча ставится в перевернутом виде. Т.е. не той стороной, где фитиль виден, а с другой стороны, немного отковыривая воск - это называется "пяточкой вверх". Этот обряд дошел до наших дней в не измененном виде. Мне посоветовала так поступить с обидчицей какая-то бабушка-прихожанка в церкви. Потом я услышала, что этот обряд делается на смерть. И вот теперь, спустя почти 20 лет, книга 1911 года решила мою дилемму - все-таки обряд не страшный, а "вразумляющий". Кстати, в моем варианте это помогло.

-2

"Хоть глаз коли"

Если не сработал предыдущий вариант, то искали колдуна или "угадчика". Как правило, такой был на несколько деревень всего один. Угадчик давал обиженному стакан с водой и велел смотреть в него пристально. Считалось, что при должном сосредоточении человек мог увидеть в отражении своего обидчика. В этот момент нужно было вилкой тыкать в воду, как бы выкалывая глаз. После обряда тоже нужно было следить за поведением окружающих и примечать, кто заболел, у кого ячмень выскочил на глазу или еще хворь какая приключилась?

Этот обряд был очень распространен. И даже отражен в многочисленных поговорках и пословицах.

"Сохни, сохни"

Еще один вариант наказания обидчика связан с печью. В устье печи вмазывали глиной суровую нитку. Так как устье - это фактически "вход" в печь, то жар там был большой. По мере усыхания нити у обидчика по мнению людей должны были возникать проблемы.

Мировая.

Иногда шли на мировую. Хоть случалось это крайне редко.

Мирятся обидчикъ и обиженный очень рѣдко. Всѣ обиды большею частью, если не удается отомстить, доводятся до суда. Върѣдкихъ случаяхъ обидчикъ скажетъ: „Ну, прости, брось, я былъ пьянъ ономняй", позоветъ обиженнаго в ъ свой домъ на мировую гдѣ пыотъ чай и вино. Обыкновенно же и послѣ суда и даже послѣ „мировой" остается въ силѣ обида. Враждующія стороны на всю, можно сказать, жизнь остаются врагами, стараясь отомстить. Мстить можетъ всякій и бывали случаи, что мстили не только за себя, но и за близкихъ родныхъ: за сестру, за зятя, за племянника и т. д. Отсюда идетъ поговорка: „ Невѣсткѣ на отместку". Мстительность распространена не только в ъ названной здѣсь и сосѣднихъ волостяхъ, но, можно сказать, и вообще въ Ярославской губерніи. (Записано И. В. Еостоловскимъ). 1911 год

Авторы отмечают, что крайне редко мстили поджогами. Зато озорством со скотом злоупотребляли частенько. То есть вроде и зол человек, но понимает головой, что хату спалить - это уже чрезмерное хулиганство.

Подпишись. Поставь лайк. Почитай другие стать:

Как сажали горох? (такого вы точно не слышали)

Почему дорогу от невесты до жениха золой посыпали?

Что такое веснянки?