Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Судьба самолета Ту-124Б СССР-45052 с ВДНХ

Всегда любил старые фотографии. Какие только подробности они не открывают. Так например, листая фотографии в одной из социальной сети, я нашел довольно любопытную фотографию Юрия Лындя, сделанную им в 1982-1985 году. Данный фотоснимок помог мне прояснить судьбу одного из интересных Ту-124, о котором подробнее будет рассказано в этой статье.

Обломки самолета Ту-124Б СССР-45052 в Кирсановском АТУ ГА в 1982-1985 годах. Фотография © Юрий Лындя
Обломки самолета Ту-124Б СССР-45052 в Кирсановском АТУ ГА в 1982-1985 годах. Фотография © Юрий Лындя

В 1962 году в КБ Туполева принимается решение об установке на самолет Ту-124 новой модификации двигателя Д-20П-125 с тягой 5800 кг и удельным расходом топлива 0,815 кг/кг*т*ч. Напомним читателю, что на серийно выпускаемом Ту-124, стояли двигатели Д-20П с тягой 5400 кг и удельным расходом топлива 0,89. Установку новых двигателей планировали с целью улучшения летных и экономических характеристик серийно выпускаемого Ту-124. Двигатели Д-20П-125 устанавливали также на прототип Ту-134 – самолет Ту-124А.

Новая модификация самолета получила обозначение Ту-124Б. А. Н. Туполев 19 июля 1962 года утвердил основные данные и сроки создания модификации Ту-124Б. Во втором квартале 1962 года ОКБ-156 и филиал в Томилино выпустили техническую документацию на переделку серийных Ту-124. В связи с установкой новых более тяжелых двигателей на самолете были доработаны узлы крепления их к фюзеляжу, противопожарная перегородка, стекатели на фюзеляже с установкой его на амортизацию с заполнением звукопоглощающим материалом, подфюзеляжный щиток, внутренний закрылок со шторкой, зализ мотогондолы с фюзеляжем и с хвостовой частью крыла.

В результате модернизации масса пустого самолета Ту-124Б увеличилась на 750 кг. По планам КБ самолеты должны были переоборудоваться на авиазаводе № 135 в Харькове по документации КБ Туполева. По планам КБ, один самолет должны были переоборудовать в декабре 1962 года, два других в первом квартале 1963 года.

По данным Владимира Ригманта в 1963 году было переоборудовано три самолета. В действительности, изучив соответствующую документацию, мне известно лишь о двух Ту-124Б. Это Ту-124Б СССР-45050 и Ту-124Б СССР-45052. Оба самолета эксплуатировались в ГУ ГВФ. Возможно третий экземпляр Ту-124Б так и остался в ГКАТ СМ СССР (с 1965 года МАП), пройдя испытания. Проанализировав серийный выпуск в 1963 году самолета Ту-124, я так и не обнаружил достойных кандидатов на эту роль. Возможно это была переделка ранее выпущенного Ту-124, которых было несколько на балансе в самом КБ Туполева. Никто и не исключает об ошибке, касаемо трех выпущенных Ту-124Б, которая возникла из планов КБ Туполева. Тем не менее, достоверно известно о двух Ту-124Б, выпущенных в 1963 году. Среди этих двух самолетов был и самолет изображенный на фото в Кирсанове, но об этом позже.

На одном из самолетов Ту-124Б были проведены контрольные испытания, результаты которых были сравнены с результатами испытаний Ту-124А. Исходя из сравнения, модификация Ту-124Б по экономическим параметрам превосходила Ту-124А. Тем не менее аэродинамическая схема Ту-124Б была признана устаревшей и не подлежащей дальнейшей модернизации, в отличие от Ту-124А, которая имела значительный резерв для дальнейшего развития.

В ноябре 1963 года самолет Ту-124Б СССР-45050 поступил на испытания в ГосНИИ ГВФ. Второй поступивший в ГУ ГВФ самолет Ту-124Б СССР-45042 в январе 1964 года был передан для опытной эксплуатации в Московское управление транспортной авиации ГВФ, во Внуковский ОАО. В 1966 году ввиду бесперспективности модификации от самолетов отказались. Самолет СССР-45050 в сентябре 1966 года передали в Кирсановское АТУ ГА, как учебное пособие для подготовки технического состава МГА.

Самолет Ту-124Б СССР-45050 в Кирсановском АТУ ГА. Фотография © Владимир Комаров
Самолет Ту-124Б СССР-45050 в Кирсановском АТУ ГА. Фотография © Владимир Комаров

Второй самолет СССР-45052 в 1966 году установили, как экспонат, на ВДНХ в Москве, где он простоял до 1973 года. Далее привожу фотографии разных лет, демонстрирующие самолет Ту-124Б, как достижение народного хозяйства.

Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве. Фотография © А.Л. Волошинов
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве. Фотография © А.Л. Волошинов
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве. Фотография © Н.Е. Новиков
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве. Фотография © Н.Е. Новиков
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве в 1970 году. Фотография © Виталий Титов
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве в 1970 году. Фотография © Виталий Титов
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве в 1966 году
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве в 1966 году
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве в сентябре 1967 года. Фотография © Mila Daniel
Самолет Ту-124Б СССР-45052 на ВДНХ в Москве в сентябре 1967 года. Фотография © Mila Daniel

После 1973 года самолет был демонтирован. В 1977 году его место занял самолет Ту-124А СССР-45075. О дальнейшей судьбе Ту-124Б мне было ранее не известно. Теперь благодаря публикации фотографии Юрия Лындя стало известно, что самолет, после многолетней демонстрации на ВДНХ, отправили в Кирсановское АТУ ГА, как и его собрата Ту-124Б СССР-45050. Где они еще не один год служили верой и правдой, успев подготовить, несколько выпусков курсантов. Оба самолета утилизировали в начале 80-х годов, а место учебных пособий занял младший брат Ту-124 – самолет Ту-134, некоторые из которых служат в Кирсанове в учебных целях до сих пор.

Обезглавленный самолет Ту-124Б СССР-45052 в Кирсановском АТУ ГА, 1978-1981 года. Фотография © Андрей Ноговицын
Обезглавленный самолет Ту-124Б СССР-45052 в Кирсановском АТУ ГА, 1978-1981 года. Фотография © Андрей Ноговицын

На этом история самолета не заканчивается. В 2015 году была уточнена информация об кабине самолета Ту-124 из запасников Рижского музея авиации. Им оказалась кабина от нашего самолета Ту-124Б СССР-45052. Как удалось выяснить, в 1980 году кабину привезли из Кирсановского АТУ ГА в Рижский УТЦ для создания тренажера КТС Ту-134Б. Тренажер так и не создали, а в 90-е годы кабина попала в экспозицию музея. Все найденные фотографии самолета Ту-124Б СССР-45052 на территории Кирсановского АТУ ГА, были сделаны, как раз после данного обезглавления самолета.

Какой заводской номер кабины самолета выяснили Jura Bobovics из Риги и директор музея Талпа Виктор Петрович по личной просьбе автора.

Кабина самолета Ту-124Б СССР-45052 в запаснике Рижского музея авиации, 24 мая 2006 года. Фотография © Marc Lehmann
Кабина самолета Ту-124Б СССР-45052 в запаснике Рижского музея авиации, 24 мая 2006 года. Фотография © Marc Lehmann
Кабина самолета Ту-124Б СССР-45052 в запаснике Рижского музея авиации, 27 августа 2013 года. Фотография © Сергей Рябцев
Кабина самолета Ту-124Б СССР-45052 в запаснике Рижского музея авиации, 27 августа 2013 года. Фотография © Сергей Рябцев
Кабина самолета Ту-124Б СССР-45052 в запаснике Рижского музея авиации, 27 августа 2013 года. Фотография © Сергей Рябцев
Кабина самолета Ту-124Б СССР-45052 в запаснике Рижского музея авиации, 27 августа 2013 года. Фотография © Сергей Рябцев

Напоследок хочется сказать, что на ВДНХ в Москве экспонировался еще и один из первых самолетов Ту-124 СССР-45005, который также после ВДНХ отправился в Кирсанов для учебных целей.

Ту-124 СССР-45005 на ВДНХ в Москве. Фотография © из коллекции М.Л. Парамонникова
Ту-124 СССР-45005 на ВДНХ в Москве. Фотография © из коллекции М.Л. Парамонникова

Материал был написан, благодаря Ивану Зацепину

Источники:
1. Справочник «Soviet Transports»
2. Николай Васильев – Наследник «сточетвертой», журнал «Крылья Родины»
3. Владимир Ригмант – Магистральный пассажирский самолет Ту-124, журнал «Авиация и космонавтика», №7 2009 год